Институт семьи и социализация индивида
Страница 1

Среди «главных» социальных институтов особое место занимает институт семьи. Это исторически первый социальный институт любого общества. Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества.

Существует множество определений семьи. Одним из самых распространённых является определение А.Г. Харчева: «семья - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.» [19]

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

«Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности.»[20] Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на отношениях супружества - родительства - родства.

Семья - основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов.

Выделяют два типа семьи в зависимости от её структуры:

1) нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят;

2) расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. [21]

В настоящее время преобладают нуклеарные семьи.

Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции. Эти функции следующие:

- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье); - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.[22]

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция, или функция социализации индивида.

Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей.

Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.

В дальнейшем, в конце 60-х - начале 70-х годов острый интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ и течений современной социологии и социальной психологии США - неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма.

Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х годов.

Социализация определялась как «процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.»[23]

Значительно позднее в определение понятия "социализация" были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Технологии избирательных кампаний
Многие информационно-художественные технологии в период проведения массовых предвыборных кампаний становятся действенным инструментом избирательного менеджмента. Средства на эти цели расходуют в пределах нормативов, утвержденных федеральн ...

Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
Приступая к изучению отношения молодых жителей к незарегистрированным формам брака, необходимо отметить, что молодежь – это большая социально-демографическая общность, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие кото ...

Сущность образовательной технологии: понятия и составные части
Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически ...