Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, "когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла", когда конфликт между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности, выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства, преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции.В некоторых обществах такие переходы выражаются в виде международных войн. "Чем более велик и глубок по своей сути переход, тем больше насилия содержится во взрыве революций, войн, преступности и наказаний". Такие переходы всегда оставляли след в истории как времена жестокости, грубости и зверства.С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается ответить на вопрос: "А подтверждает ли история такое предположение?".Используя надежный метод, автор исследовал все войны, известные в истории Греции, Рима и стран Запада с 500 г. до Р.Х. и до 1925 г. Это дает ему 967 важных войн. Каждая из них была рассмотрена с точки зрения продолжительности, размера армий и жертв. Беря за единицу измерения войны количество жертв на миллион соответствующего населения, Сорокин получает следующие "значимости" войн для каждого столетия (статистические данные взяты из произведения Питирима Сорокина "Кризис нашего времени").Для Греции:V в. до Р.Х. – 29;Начало IV в до Р.Х. – 48, конец IV в до Р.Х. – 36;I в до Р.Х. — 33;I в – 5;III в – 13.Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV века до Р.Х., совпадают с периодом перехода идеациональной культуры к чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х.чувственная культура стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.Если взять всю Римскую империю, то показатели для войн и революций, используя аналогичные измерения, намного ниже. Сравнив эти статистические данные, мы видим один и тот же результат: при смене культур индексы самые высокие.
Век | Индексы для войн | Индексы для революций |
V в до Р.Х. | | 130 |
IV в до Р.Х. | | 29 |
III в до Р.Х. | | 18 |
II в до Р.Х. | | 158 |
I в до Р.Х. | 3 | 556 |
I в после Р.Х. | 0,7 | 342 |
II в после Р.Х. | | 267 |
III в после Р.Х. | 1,3 | 475 |
IV в после Р.Х. | | 368 |
V в после Р.Х. | | 142 |
В Риме с III по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период. Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры, отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.Несколько яснее ситуация в средневековой Европе. Показатели движения войн для Европы, следующие:XII в – 2-2,9;XIII в – 3-5;XIV в – 6-9;XV в – 8-11;XVI в – 14-16;XVII в – 45;XVIII в – 40;XIX в – 17;XX в – 52, и это только для первой четверти прошлого столетия.Видно, что значения для XII и XIII столетий очень низкие. В конце XII века идеациональная система начала приходить в упадок. Поэтому в XII – XVII веках кривая индекса войн начинает медленно расти с колоссальным скачком в XVII столетии. К концу XVII века чувственная культура праздновала триумф. Индекс войн в XVIII веке несколько падает, а в XIX веке – веке чувственной довикторианской и викторианской культуры – индекс войны резко падает, делая этот век "мирной эрой" – почти такой же мирной, как XVI век. К концу XIX века появляются определенные признаки дезинтеграции чувственной культуры – процесса, который приобрел катастрофическую важность и темп в прошлом веке. Поэтому в XX веке происходит уникальный скачок индекса войны. Только за первую четверть прошлого века значения превысили все предыдущие значения за 25 столетий, и индикатор 52 XX столетия вычислен только за 25 лет – с 1900 по 1925 год. Если к европейским войнам с 1900 по 1925 годы прибавить последующие войны, произошедшие до окончания столетия, то последний век прошлого тысячелетия наверняка окажется самым кровавым из рассматриваемых двадцати пяти веков.Обратившись к революциям, восстаниям и другим видам внутренней дезорганизации, следуя тому же методу, мы придем к схожей картине. Одно лишь несовпадение можно увидеть между значениями индексов внутренних беспорядков и воин, которое заключается в том, что кривая войны несколько отстает от кривой внутренних беспорядков. Войны, включающие не одно, а два или более обществ – одни из которых могут находиться в состоянии перехода, а другие – нет, немного задерживаются в своем росте после начала переходного периода, а также отстают в спаде после того, как новая культура или общество стабилизировалось. Поэтому главные пики и спады обоих феноменов не всегда совпадают.Эти данные показывают нам об увеличении и уменьшении количества войн от столетия к столетию. Опираясь на них и знания из других наук, можно сделать вывод о том, что в периоды перехода одной формы культуры к другой, количество войн особенно увеличивается. Помимо этого, Питирим Сорокин очередной раз подтвердил, что культурные суперсистемы не конечны, что "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера, более того, эта "мнимая смертная агония была ни чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры". Из этих суммированных фактов можно сделать вывод, что вышеизложенное предположение хорошо подтверждаются статистикой войн за изученные 25 столетий.В свете своей теории Питирим Сорокин предполагает, что пока длится переходный период, до воцарения нового типа общества и культуры, "война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях. Если бы даже завтра было подписано соглашение о прекращении военных действий, это представляло главным образом "антракт", за которым последовал бы еще более ужасный и катастрофический Армагеддон".
Другие материалы:
Металлисты – представители неформальной молодежной субкультуры
Металл обращается к тому, что мы игнорируем.
Он прославляет то, что мы зачастую отрицаем.
Он погружается в то, что мы больше всего боимся.
И потому металл всегда будет культурой
«аутсайдеров».
Сэм Данн, канадский антрополог[1]
Метал ...
Развитие института приемной семьи в Свердловской
области
Летом 1998 года состоялись переговоры Губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с представителями Британского Правительства о сотрудничестве в деле решения проблем безнадзорных детей. Результатом этих переговоров стал совместный ро ...
Международный опыт
организации программ социальной поддержки
Проведем исследование программ социальной помощи, а также разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти в социальной сфере на международном уровне. Увязка этих двух аспектов систем социальной защиты не случай ...