Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.

Обратимся к историческому опыту России XVII-XTX веков, к истории русской школы.

Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный ИКБецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.

В XIX веке об основах образования в античную эпоху вспоминали либо земские деятели, ратовавшие за всеобщее обучение, либо общественные просветители, либо владельцы частных гимназий. П.Н. Милюков справедливо заметил: «Школа с самого начала своего существования стала у нас вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или для школы же или для службы»1.

Итак, опыт зарубежной и отечественной школ свидетельствует о том, что противоречие между социализацией и индивидуализацией теоретически (точнее, демагогически) разрешалось в пользу индивидуализации, а практически, в условиях реальных учебных заведений, - в пользу социализации. Другими словами, прогрессивные педагоги всегда мечтали о воспитании хороших людей, а государственная, да и негосударственная школа неизменно ориентировалась на подготовку хороших специалистов.

Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году.

Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.

В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Анализ практического опыта работы по адаптации пожилых людей на примере железнодорожного комплексного центра социального обслуживания населения «Радуга» Забайкальского края
На сегодняшний день реализацию культурно-досуговых потребностей граждан, в том числе и пожилых в г. Чите осуществляет ряд социальных институтов: театр, цирк, филармония, кинотеатры, музеи, парки, библиотеки, клубы. Сегодня следует констат ...

Непрерывное образование и самообразование
Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных ...

Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин: 1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ...