Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине ХГХ века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.

Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главными, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У .Зеленко, С.ТШацким.

Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движения появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.

Традиционное воздействие церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.

Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни
Общество с социологической точки зрения – некая группа людей, которых объединяют общие интересы и цели. Исторический подход к пониманию общества – выделение конкретного этапа в историческом развитии народа или страны. Этнографический см ...

Функции и принципы социально-культурной деятельности
Педагогический статус социально-культурной деятельности закономерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов. Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически явля ...

Социальные процессы
Совокупность однонаправленных действий, которые можно выделить из множества других соц. действий называют социальным процессом. Виды соц. процессов: 1) Кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов или групп ради достижения общей ...