Досуг и досуговая деятельностьСтраница 11
ной досуговой системы (досугового предприятия, центра, досуговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (клиента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуговой системы действует по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя фирма - соответствующую прибыль». Поэтому в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических систем, позволяющих оказывать высококачественные и высокооплачиваемые услуги.
В определенном смысле техноэкономическая концепция досуга, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрослый) становится, по существу, клиентом, от которого получают доход, прибыль. Чтобы каким-то образом гуманизировать эту концепцию, государственным, общественным, коммерческим структурам надо позаботиться о расширении предлагаемых досуговых услуг, о сохранении определенного ассортимента недорогих услуг, доступных людям, обладающим низкими доходами. Например, резко возросла стоимость водных круизов из-за усложнения обслуживания речных и морских судов, создания повышенных комфортных условий - в результате этим видом услуг пользуются лишь элитные слои населения.
На содержание и виды досуга и досуговой деятельности существенное влияние оказали долгое время господствовавшие в этой сфере социально-управленческие концепции.
Социально-управленческие концепции явились продуктом командно-административной системы. Вместо того чтобы обеспечить, как подобает любому органу управления, сохранение структуры досуга, поддержание оптимального режима досуговой деятельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга, эти концепции практически установили жесткую регламентацию досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помощью различного рода норм и нормативов. Приоритетную роль играли общественно-политические, идеологические, административные, внеэкономические рычаги управления досуговой сферой.
В течение многих десятилетий социально-управленческие концепции досуга в стране не имели надежной научной базы, четко выверенного прогноза. В конечном счете в условиях дефицита многих видов досуговых услуг, сравнительно невысокого уровня досуговой культуры населения (которое в массе своей довольствовалось весьма примитивными формами) и господства ведомственного подхода к организации отдыха в этой важной сфере сложились определенные стереотипы.
Назовем некоторые из них, наиболее типичные для советского общества. Потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении удовлетворялись только за счет общественных фондов потребления, а не личных средств граждан и главным образом в их отпускной период. Не были достаточно развиты общественно организованные формы краткосрочного отдыха - в конце рабочего дня или недели, послетрудовая реабилитация (восстановление) непосредственно на предприятиях, отдых для многопоколенных семей и т.д. Это привело к тому, что сфера свободного времени людей, особенно подростков и молодежи, заполнялась негативными и асоциальными формами проведения досуга.
Проблема досуга населения решалась в основном путем создания многоместных досуговых и рекреационных комплексов - санаториев и домов отдыха на сотни и тысячи мест, крупных Дворцов и Домов культуры, многоместных летних театров и кинотеатров, стадионов и других досуговых центров. Дома отдыха, санатории открывались вблизи крупных городов вне зависимости от того, имелась ли для этого необходимая ресурсная, лечебная, природная среда. Дома и Дворцы культуры сооружались в непосредственной близости от предприятий, а не в жилых районах.
Существовала жесткая административно-ведомственная подчиненность здравниц, лечебных комплексов, Дворцов культуры, стадионов и спортивных площадок. Одновременно с этим слабо развивались дачные, садово-кооперативные формы отдыха трудящихся и членов их семей.
Многие преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми. Например, полностью исчерпала себя концепция создания сети домов отдыха для так называемых здоровых людей (их много строили не только вокруг городов, но и в сельской местности - межколхозные, колхозные дома отдыха). Пионерские лагеря к настоящему времени превратились в летние места пребывания детей за весьма высокую, недоступную для многих семей плату. Широко распространенные в свое время турбазы трансформировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ограниченными экскурсионными ресурсами.
Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые устанавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.
Другие материалы:
Классификация мигрантов
На рубеже 80—90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек. Отсутствие или несовершенство законодательства государств- бывших республик ...
Социально-защитные и реабилитационные технологии. Сущность
и общая характеристика
Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.
Исторически в традиция ...
Виды и функции малых групп
По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения
· формальные -
возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
· неформальные или контактные -
возни ...