Непрерывное образование и самообразованиеСтраница 2
Практически службы научно-технической информации доводят общественное знание до сведения своих абонентов в двух режимах: 1) текущее информирование посредством создания информационных сайтов, реферативных журналов, библиографических бюллетеней, экспресс-информации, периодических обзоров и других информационных изданий или посредством избирательного (индивидуализированного) распределения текущей информации; 2) справочное обслуживание (режим «запрос-ответ», ретроспективный поиск), где предусматривается выдача не только текущей, но и ранее поступившей информации. Именно текущее информирование представляет собой не что иное, как средство обновления и поддержания квалификации специалистов на современном уровне, оно всеми своими формами работает на образовательную функцию служб НТИ. Конечно, и справочное обслуживание, обращение к базам и банкам данных информационных служб расширяет и обогащает кругозор специалистов, служит незаменимым инструментом самообразования специалистов.
Таким образом, правомерно сделать ряд следующих выводов. В российских условиях институт непрерывного образования не оформился, но есть главные предпосылки для его формирования, к которым относится прежде всего сеть культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, служб научно-технической информации.
Культурно-досуговые учреждения и средства массовой информации активно выполняют внешкольно-образовательную функцию; для служб НТИ развитие образовательных функций связано с формированием электронной коммуникации.
Система непрерывного образования непосредственно влияет на образованность и интеллектуальность личности и опосредованно - на духовность. Поскольку степень образованности (культурности) и интеллектуальности - показатель индивидуальности личности, то непрерывное образование выполняет как индивидуализирующие, так и социализирующие функции.
Обратим внимание: самореализация непрофессиональная, а социализация или индивидуализация внешкольная.
Духовно-психическая структура личности как социально-культурной единицы приобретает вид пирамиды.
Институт непрерывного образования представляет для нас особый интерес, поскольку в нем отчетливо выделен уровень самообучения, удовлетворяющий потребности личности в индивидуализации. В отличие от школ и библиотек институт непрерывного образования появился в социально-культурной системе сравнительно недавно - не более полувека назад.
Науковеды попытались проследить темпы прироста научного знания, взяв за точку отсчета начало нашей эры. Первое удвоение объема научных знаний произошло к началу ХУШ века1, т.е. к началу становления промышленной культуры в Западной Европе. Благодаря медленному темпу роста знаний, если профессионал овладевал соответствующим фрагментом культурного наследия во время обучения, то этой подготовки ему хватало на всю жизнь, и никакого повышения квалификации не требовалось. Следующий период удвоения длился 200 лет (до начала XX века); он также был значительно больше длительности человеческой жизни, и проблема доучивания и переучивания практически не возникала.
Третий период удвоения знаний оценивается в 50 лет (с начала XX века до 1950 года), т.е. был соизмерим с длительностью творческой жизни человека. Здесь уже нельзя было обойтись без последипломного обучения. Именно тогда возникли учреждения повышения квалификации врачей, учителей, инженеров. Но обучение носило эпизодический, в лучшем случае - периодический характер, что до поры до времени себя оправдывало.
Мировая практика показывает, что нужна опирающаяся на поддержку народа государственная политика реализации образовательных интересов на базе школы, ориентированной на общечеловеческую цивилизацию и национальную культуру. Удовлетворение духовных интересов и потребностей детей и взрослых нуждается в расширении образовательного пространства, интеграции всех видов учебных заведений с неформальными организациями. Очень важно использовать широкие возможности локального социума, рекреационных и культурных учреждений и масс-медиа. Здесь можно использовать классификацию сфер образовательной деятельности, применяемую специалистами к области непрерывного образования: институциональная (школы, профтехшколы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (библиотеки, музеи, журналы, телевидение и т.д.) и окказиональная, протекающая спонтанно (семья, улица, соседи и т.д.).
Другие материалы:
Теоретическое обоснование
По мнению Н. Хаммона и Т. Фараро, компьютерная социология располагается «между» теоретической и эмпирической социологией, являясь при этом разделом Social Computer Science (социальной компьютерной науки), которая, в свою очередь, является ...
Социально-культурные технологии. Технологические
основы социально-культурной деятельности
Введение в технологический комплекс
Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшег ...
Проблема алкоголизма и семья алкоголиков как объект социальной работы. Общемировая проблема алкоголизма
В популярной литературе термины алкоголизм и пьянство иногда употребляются как синонимы и обозначают неумеренное и систематическое употребление спиртных напитков. В этих случаях алкоголизм рассматривается в мировом социальном аспекте, одн ...