Народная педагогика и самобытное народное творчество
Страница 3

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Народная педагогика и самобытное народное творчество

Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация собирательного проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

При расширении формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие раскрепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста.

Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессио-нальной этнопедагогической подготовки детей. Методика творческого изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

- всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение самоутвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музыкально-фольклорного (инструментального и хорового), декоративно-прикладного и других профилей, которые отвечают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» социальной среды;

- все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости;

- все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи, школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.).

Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций обеспечиваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы.

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педагогический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Информационно-просветительные и рекламные технологии. Информационно-просветительная деятельность: отличительные признаки
Начнем характеристику этой группы функциональных социально-культурных методик с особенностей организации информационно-просветительных технологий. Информационно-просветительная деятельность, в отличие от других видов социально-культурной ...

Основные направления социальной политики. Социальный риск и социальное страхование
Под социальным риском понимают вероятное наступления материальной необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным причинам, а также необходимости несения лицом дополнительных расходов на лечение и другие социальные ус ...

Эмпирическое исследование молодежной субкультуры (на примере металлистов г. Владивостока). Контрольная группа
В эмпирическом исследовании при выполнении данной работы принимали участие 10 человек (представители металлической субкультуры) в возрасте 17-35 лет, из них все участники являются мужчинами (такое явление объяснить очень просто - с момент ...