Физическая культура и спортСтраница 3
Объективными факторами являются: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную деятельность; воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Физкультурно-оздоровительные направления в социально-культурной деятельности обладают достаточно широкой мотивацией, которая основана на определенных интересах и потребностях населения в занятиях физической культурой и спортом.
Ученые и практики выделяют несколько компонентов такой мотивации, влияющих на содержание, формы и организацию физкультурно-оздоровительной работы. Эти компоненты лежат в основе практически всех социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России.
Речь идет о витальном, социальном и идеальном (духовном, познавательном) мотивах, движущих каждым человеком в проявлении его заботы о собственном здоровье.
Витальный компонент содержит: потребность в укреплении здоровья; потребность в благотворном воздействии природных оздоровительных факторов; потребность в двигательных умениях и навыках: в экономии сил при занятиях физическими упражнениями; в двигательной активности.
Социальный компонент включает в себя потребность в общении во время занятий; потребность принадлежать к физкультурно-спортивной группе; потребность занимать в ней определенное место; потребность в оказании помощи в процессе занятий физическими упражнениями; потребность в спортивных достижениях.
Идеальный компонент предполагает потребность в познании явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта; потребность в творческом отношении к занятиям физическими упражнениями; потребность в самопознании в аспекте физкультурной деятельности; потребность в занятиях физической культурой.
Например, наиболее актуальной потребностью витального компонента буквально для всех социально-демографических групп является забота об укреплении собственного здоровья. Потребность в улучшении своего здоровья - сильный побудитель к занятиям физической культурой для всех групп населения, в первую очередь горожан. Это необходимо учитывать в процессе организации семейных клубов и групп здоровья по месту жительства, на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений, в учреждениях культуры, досуга, спорта.
В обществе пока не сформирована культура сбережения здоровья, подлинная физическая культура. Об этом свидетельствует, с одной стороны, преобладание остаточного принципа финансирования массовой физической культуры, а с другой - небрежное отношение значительной части населения, в первую очередь детей и молодежи, к своему здоровью, физической закалке. Забота о здоровье и физическая культура как следствие этого еще не стали в полной мере приоритетным направлением социально-культурной деятельности.
Особенностью обучения детей и подростков физической культуре в настоящее время является ориентация на адаптацию, социализацию личности каждого школьника. Такая задача требует переориентации образовательных, спортивно-оздоровительных досуговых проектов и программ социально-культурных учреждений на применение интерактивных методов, которые развивают мышление, формируют у детей, подростков, взрослых практический опыт взаимодействия, развивают людей физически и духовно. Важная роль в этом процессе отводится использованию комплекса современных социально-культурных технологий - развлекательно-игровых, оздоровительных, обучающих, массово-зрелищных и других.
Создание педагогически направленной социально-культурной среды предполагает профилактику алкоголизма и наркомании, получивших распространение среди молодежи. Физическая культура и спорт располагают необходимыми возможностями для привития детям и подросткам навыков сопротивления социальному давлению, противостояния негативному воздействию, формирования уверенности в себе. В процессе занятий физической культурой осуществляется воспитание у учащихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности - важных качеств, необходимых современному человеку в непростых условиях современной действительности.
Составной частью физической культуры и, соответственно, видом социально-культурной деятельности является спорт. Как многогранное общественное явление спорт представляет собой не только специальную систему тренировочных занятий и участие в состязаниях; он относится к числу массовых социально-культурных движений и одновременно наиболее популярных зрелищ.
Современный спорт структурно включает в себя две сферы:
Другие материалы:
Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие
Для описания групп самопомощи используются разные термины: «самостоятельная групповая работа», «самостоятельность», «группа самозащиты», «социальные сети поддержки», «способность самостоятельно контролировать свою жизнь», «добровольная се ...
Социология личности.
Проблема личности - одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения ...
Программа социологических
исследований
Как уже отмечалось, социологическое исследование это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исслед ...