Человек как субъект социально-культурной деятельности
Страница 4

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Человек как субъект социально-культурной деятельности

Памятуя о необходимости стремиться к тому, чтобы было больше лидеров - «хороших и разных» - в самых различных видах социально-культурной деятельности, один из видных теоретиков клубного дела В.В.Туев предостерегает организаторов клуба от вредного отождествления самоуправления в клубе с псевдодемократичной анархией в организации клубной жизни1. Демагогический принцип, согласно которому в клубной практике часто патетически провозглашают: «Здесь все равны, у нас нет начальников, каждый в своем деле - лидер», приводит к аморфности, неуправляемости многих культурно-досуговых общностей. к безынициативности, пассивности их участников - и, как следствие, к хаосу и дезорганизации.

Как известно, к основным функциям лидера относятся умение проанализировать и оценить ситуацию, довести до сведения окружающих свое понимание таковой, определить программу совместной деятельности, найти и мобилизовать все ресурсы на достижение поставленной цели. Исполнение функций во многом зависит от личностных качеств лидера, однако вопрос о том, каковыми должны быть эти качества, часто остается открытым, поскольку возникающая конкретная социально-культурная ситуация часто может востребовать любое из качеств лидера. Это означает, что лидером в принципе может являться любой из участников социально-культурной общности - клубного объединения, студии, самодеятельного коллектива и т.д.

С понятием лидерства тесно связана и другая черта личности как субъекта социально-культурной деятельности - её способность к самоменеджменту, умению рационально организовать свою повседневную жизнь, естественно включая в свой быт досуг, творчество. Любой личности, претендующей на роль лидера культуры XXI века, присущ широкий набор черт, характерных для самоменеджмента. Исходным здесь служит самосознание, познание самого себя, своего места и своей роли в данной социально-культурной ситуации. Кроме того, необходим целый комплекс таких качеств, как: стремление к самоуправлению (самоуправлению собой), самоорганизации (организации своей жизни и повседневной деятельности), саморегуляции (поддержанию внутреннего равно-вестия), самовоспитанию (формированию у себя приоритетных качеств), самоконтролю (оценке и корректировке своей деятельности и поведения), рационализации мышления, планированию личного времени, самообразованию (повышению качества жизни), заботе о здоровье и обеспечении трудоспособности. Самоуправление и самоорганизация дают лидеру и организатору возможность воспроизвести три важнейшие свои способности: познавательную («Что я могу знать?»), оценочную («Что я должен знать?») и волевую («На что я вправе рассчитывать?»).

Начинающему специалисту социально-культурной сферы -менеджеру, педагогу, технологу - свойственны выбор целей жизни и работы, стремление к общению и постоянному информационному поиску, наличие определенного жизненного ритма и гармония с окружающей средой, вкус к работе в группе, риск творческого мышления, умение преодолевать конфликты.

Таким образом, лидерство выступает как характерный признак и компонент социально-культурной среды. В процессе анализа любой социально-культурной общности (студии, коллектива любительского объединения, спортивной команды и т.п.) лидерство является отличительной чертой данной малой группы, так же как и обязательным качеством многих распространенных явлений в практике социально-культурной деятельности - инновационных подходов, создания эмоциональной атмосферы в коллективе и других.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Субкультура готов
В рамках данной субкультуры сложилась своеобразная философия. В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готы охотно заимствуют кладбищенскую, вамп ...

Ролевой конфликт
1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр .имеют др. о его роли. ...

Рекламно-информационное обеспечение
Достаточно широко потенциальные возможности мультимедиа и массмедиа раскрываются в рекламных технологиях. По данным социологических служб, к наиболее эффективным рекламно-информационным источникам и носителям рекламы относятся: выставки ...