МузеиСтраница 2
В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенциальные возможности социальных институтов - семьи, жилой среды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.
Культурно-досуговые центры в условиях политического плюрализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические формирования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использованием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, союзами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более чегкую направленность общественным инициативам.
В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике характерных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы современного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бережного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопоставления различных точек зрения и подходов, откровенного и делового обмена.
Действительно, комплексы и центры выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привычной, «своей» площадкой или территорией для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, отдельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.
На практике деятельность комплексов и центров досуга отнюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями.
Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленности социальных заказов обусловлена региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. На практике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса.
Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и поселковые государственно-общественные центры клубного типа, например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными и любительскими объединениями; модели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчитанного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.
Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности детей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.
Другие материалы:
Функции социальных конфликтов, их классификация
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в развитии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, вых ...
Формы и разновидности культуры
Формы культуры:
1) элитарная. Она создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Включает в себя литературу, классическую музыку. Элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия ср ...
Кризис отцовства. Мировая
практика. Определение понятия отцовство
"Кризис отцовства" можно рассматривать и как аспект кризиса семьи и как аспект кризиса маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужских и женских ролей и ...