Постановка проблемыСтраница 4
Структура и типологии ценностных ориентаций анализировались на основе концепций западных (Р. Вильямса, Н. Ресчера, М. Рокича, Р. Инглегарта, С. Шварца, У. Билски и др.) и отечественных (В.А. Ядова, И.Ю. Истошина, Н.Ф. Наумовой, М.А. Макаревича, В.С. Собкина, В.Н. Куницыной, С.С. Бубновой, Н.И. Лапина и др.) исследователей.
Степень научной разработанности темы.
Семейные ценности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками: философией, психологией, социологией.
В философии сформировались два основных подхода к пониманию ценностей - объективно-абсолютистский (И. Кант, В. Виндельбанд и Г. Риккерт) и субъективно-релятивистский (Р.Б. Перри, Дж. Дьюи) [1].
В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными, как Г. Олпорт, Р. Лапьер, М. Дефлер, Ф.Р. Уэстай, Э. Шпрангер, В. Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Е.Ф. Рыбалко в своих работах применяют категорию "ценностная ориентация" для обозначения эмоционального компонента психики людей.
В социологической науке категории "ценность" и "ценностная ориентация" исследовались в той или иной степени представителями разных направлений. В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма и в понимающей социологии М. Вебера. В дальнейшем концепции ценности разрабатывались в рамках феноменологической социологии (У. Томас, Ф. Знанецкий), бихевиоризма (Ч. Моррис), теории социального действия (К. Клакхон), структурного функционализма (Т. Парсонс) [2].
В настоящее время специфика ценностных ориентаций населения в контексте трансформирующегося российского общества рассматривается в работах В.А. Ядова, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, В.Э. Бойкова и др.
Семья является одним из объектов, наиболее активно изучаемым отечественными авторами: так, А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников, придерживающиеся "кризисной" парадигмы, рассматривают семейные изменения как выражение деформации семейного образа жизни; изменение института семьи с позиций "модернизационной" парадигмы представлена в трудах М.С. Мацковского, С.И. Голода, А.А. Клецина, Т.А. Гурко, А.Г. Вишневского; изменение роли семьи в жизни общества подробно проанализировано в работах А.Г. Харчева, В.Н. Архангельского, Т.П. Долговой, Л.П. Кукса, А.Б. Любимовой[3].
Объектом
изучения выступает процесс изменения семейных ценностей семьи в современном российском обществе, мнения и суждения супругов
Предметом
данной работы являются семейные ценности современной семьи, полные семьи с различным опытом семейной жизни, семья как социальная группа, супружеские отношения.
Цель
работы - концептуализация процесса изменение ценностных ориентаций семьи в современном российском социуме.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию ценностей и ценностных ориентаций;
2) систематизировать классификации семейных ценностей;
3) рассмотреть основные тенденции изменение семейных ценностей в процессе преобразования общества;
4) определить содержание и структуру семейных ценностей современной российской семьи;
5) выделить факторы изменения семейных ценностей современной семьи.
Другие материалы:
Стратегии социального исследования. Типы
исследовательских стратегий
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление исследования. Выделяют следующие тип ...
Отчет по проведению Фокус
группы
В ходе проведения фокус группы были выявлены следующие тенденции:
Большинство из респондентов к феномену отцов одиночек относиться с удивлением, аргументируя это тем, что раньше не сталкивались более плотно с данной проблемой, в частност ...
Рассмотрим пример современного социального конфликта
По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура к ...