Социально-культурные технологии. Технологические
основы социально-культурной деятельностиСтраница 4
Масса разнообразных технологий, используемых в социально-культурной деятельности, нуждается в систематизации, классификации и типологии.
Под систематизацией социально-культурных технологий в данном случае подразумевается их описание с помощью целого ряда присущих им характерных признаков, попытка выявить их структуру и составляющие элементы, их функциональные свойства и качества. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным их неоднократное воспроизведение в процессе социально-культурной деятельности.
В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.
На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.
К нормативным мы относим социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.
В отличие от нормативных к институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.
Нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг другу в решении общих целей и задач, прежде всего воспитательных и образовательных. Именно поэтому отличительной чертой социально-культурных технологий является их педагогическая сущность.
Как и другие педагогические технологии, социально-культурные отвечают определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям технологичности.
К ним прежде всего относят критерий концептуальности технологии. Каждая из технологий, используемых в социально-культурной деятельности, опирается на собственный, вытекающий из её назначения, концептуальный подход. Он включает философское, педагогическое, социально-психологическое и культурологическое обоснование достижения целей и задач, поставленных перед данной технологией.
Любая из технологий предполагает соблюдение требования педагогической управляемости, дающего педагогу возможность осуществлять целеполагание, разработку и реализацию социально-культурного проекта, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Постоянно актуальным является критерий социально-психологической эффективности каждой из технологий, гарантирующий достижение определенных стандартов, заложенных в заявке и техническом задании на выполнение социально-культурного проекта или программы.
Наконец, технологии должны соответствовать требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения в учреждениях и организациях, обладающих статусом социально-культурного центра.
Другие материалы:
"Эмо"-Мода
Любое музыкальное направление развивает собственный стиль одежды, присущий только ему. "
Вот некоторые атрибуты внешнего вида "эмо"-человека.
- Причёска Emo Romulan (Толстые, выкрашенные в чёрный цвет, сальные волосы долж ...
Изучение особенностей социализации воспитанников детского дома с различным
периодом пребывания (на примере МОУ «Демьяновский детский дом»). Управление
процессом социализации воспитанников МОУ «Демья
База исследования: МОУ «Демьяновский детский дом» Бабушкинского района.
Управление детским домом осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом, локальными актами и строится на принципах единоначалия и самоупра ...
Обработка и анализ результатов
Сравнивая результаты на констатирующем и контрольном этапах (начало 2009 года), нами был получен следующий результат (Диаграмма 3).
Диаграмма 3. Результаты на констатирующем и контрольном этапах
(начало 2009 года)
Анализируя результа ...