Использование в реабилитационном процессе рекреационных зон досуга и
творчестваСтраница 1
Актуальной проблемой было и остается полноценное использование рекреационных зон досуга и творчества в интересах людей, нуждающихся в социальной защите и помощи. Доступными и популярными среди разных возрастов являются в этом отношении клубы и Дома культуры.
Социально-культурная деятельность инвалидов и лиц пожилого возраста в учреждениях клубного типа весьма многообразна, и в каждом из таких клубных центров принимаются, как правило, свои неординарные решения. Тем не менее, во всех случаях преобладающим направлением является адресная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями через творческое общение, вовлечение их в творческие акции (праздники, конкурсы, фестивали), в клубные объединения, самодеятельные коллективы и студии, другие формы досуга, спорта, развлечений, приобщение к традиционным художественным промыслам и бытовым ремеслам.
К числу уникальных форм, позволяющих увидеть и сопоставить друг с другом множество самых разных социально-культурных технологий, с полным правом относятся фестивали. Фестивальное движение активно вовлекает людей с ограниченными возможностями в творческую деятельность. Идея фестивального движения зародилась в начале 90-х годов. Крупной акцией, выдвинутой по инициативе ВОИ и поддержанной Правительством Российской Федерации, стало проведение первого Всероссийского фестиваля творчества инвалидов (1991-1992).
Характерной чертой фестивалей является их открытая социальная направленность. К участию в проведении такого крупного социально-культурного мероприятия приглашаются все субъекты Российской Федерации, каждый город и сельский район, где функционируют первичные организации инвалидов. Многие региональные организации инвалидов, опираясь на сложившую структуру своих организаций, поддержку местных органов власти, органов и учреждений социальной сферы (культуры, образования, социальной защиты населения) и средств массовой информации, привлекают к участию в фестивалях десятки и сотни своих членов. Показательно, например, что на начальном этапе первого Всероссийского фестиваля, прошедшего в 54-х регионах страны, непосредственно участвовали более двадцати тысяч лиц с ограниченными возможностями.
Заключительные мероприятия всероссийских фестивалей инвалидов - плоды длительного и сложного процесса, показатели уровня общей и художественной культуры этой части населения.
В России издавна и традиционно использовалась практика участия деятелей театрального искусства в социально-культурной реабилитации и поддержке людей с ограниченными возможностями, которые считали своим долгом проявить милосердие и заботу о сиротах, престарелых, инвалидах, устраивали в их пользу благотворительные вечера, концерты, спектакли, переводили деньги в специализированные учреждения, делали разнообразные подарки.
Кроме того, театры начали осваивать арттерапевтические технологии, появляются новые формы социально-культурной реабилитации детей и взрослых-инвалидов средствами искусства. Например, в 1962 году в Москве был создан первый профессиональный Театр мимики и жеста. Это явилось важным шагом в вовлечении в сферу культуры людей, не обладающих слухом, не только в нашей стране, но и за рубежом. Вскоре подобные профессиональные коллективы появились в США, Испании. ГДР, Швеции, Китае и других странах. Зрителями этого театра являются не только инвалиды, но и здоровые люди. На основе опыта Театра мимики и жеста жестовая речь стала использоваться на кино- и телеэкранах.
Интересной и весьма плодотворной творческой помощью лицам с ог-раничеными возможностями наполнена деятельность Новосибирского Академического молодежного театра «Глобус». Совместно с Управлением социальной поддержки мэрии г. Новосибирска театр разработал и реализует пять благотворительных проектов.
Всеобщее признание получил всероссийский фестиваль особых театров «Про-театр». Цель этого фестиваля - поддержка театрального творчества людей с особенностями развития; помощь в становлении и развитии особых театров в России; он будет способствовать интеграции и в целом поддержит прогресс гуманизации общества.
В России действует около 70 так называемых особых, «проблемных» театров, так называемых «пгхигеатров». Это вполне самостоятельные театральные коллективы, объединяющие людей с особенностями развития: слабослышащих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с проблемами умственного, психического развития, с соматическими и генетическими заболеваниями и т. д. Обращает на себя внимание жанровое разнообразие их творческой деятельности. Это камерный театр; пластический театр, театры моды, фольклорного, циркового, кукольного, музыкального, драматического искусства, литературного творчества, мюзикла, постановки жестовой песни, эстрадных миниатюр, комедийного водевиля, истории в костюмах, рождественских историй, балета, клоун-мим-шоу, эстрады, иллюзорного мира и др.
Другие материалы:
Специфика молодежной субкультуры. Типы и виды неформальных молодёжных
группировок
Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическ ...
Социально-психологические особенности детей-сирот дошкольного возраста
При нормальном развитии общения (от 3 до 6 лет) сменяется три формы общения, для каждой из которых характерны свое содержание потребностей. В младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, ведущей выступает ситуативно-деловая форма общения. ...
Поведенческая концепция
Еще один образ личности — личность как концепция система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой чере ...