Современный этап реализации пенсионной реформыСтраница 2
Во-вторых, распространение охвата пенсионной системой на малые предприятия и самозанятых привела к увеличению налогового бремени, ложащегося на последних.
Несмотря на то, что средства в накопительную систему уже начали поступать в 2002 г., институциональное устройство накопительного элемента было неочевидно. В окончательной редакции закона об инвестировании разрешен переход как в систему, созданную с участием негосударственных пенсионных фондов (далее по тексту НПФ), так и обратно, а все нормы, регулирующие участие НПФ в системе обязательных накоплений, вынесены в Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах».[42]
Обратимся к анализу ситуации в пенсионной сфере в 2002–2008 гг., для удобства разобьем хронологию на два периода: 2002-2004 гг. и 2004-2008 гг. в начале рассмотрим первый период.
Общая концепция пенсионной системы предусматривает существование двух принципиальных категорий населения — участников пенсионной системы: «пенсионеры» (пенсионеры всех видов и категорий, включая работающих) — реципиенты Пенсионного Фонда и «застрахованные» (занятое население в трудоспособном возрасте) — контрибъюторы Пенсионного Фонда. За пределами системы оказывается группа населения, которая не относится к названным выше: это не- пенсионеры и не- застрахованные (т.е. не пенсионеры, которые могут быть неактивными, безработными и т.д.).
В 2002–2004 гг. численность пенсионеров с незначительными колебаниями превышала 38 млн. человек (см. приложение - Табл. 1)[43] и в 2004 г. составляла более четверти населения страны — 26,5%. В структуре пенсионеров абсолютно большую часть (около 95%) составляют лица, получающие трудовые пенсии и, в основном, пенсии по старости, — их доля составляет около 80% среди получателей трудовых пенсий (см. приложение - Табл. 2)[44]. Получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению составляют чуть менее 2 млн. человек или 5% от общего числа пенсионеров.[45]
Специфической российской проблемой в социальной сфере вообще и пенсионной, в частности, является значительная доля инвалидов, численность которых в настоящее время приближается к 11 млн. человек, что составляет 7,3% от всего населения страны и почти 30% от общего числа получателей пенсий.[46]
Другой особенностью российского пенсионного и трудового законодательства является возможность совмещения получения пенсий и продолжения работы. Каждый пятый российский пенсионер является работающим пенсионером. Общая их численность составляет почти 8 млн. человек.[47]
Для российской пенсионной системы принципиальным является вопрос о фактическом возрасте выхода на пенсию и о масштабном распространении досрочного выхода на пенсию. Согласно данных выборочных социологических обследований, средний возраст оформления пенсии — 53,1 лет. Мужчины оформляют пенсию в среднем в 54,5 лет, а женщины в 52,6 лет. Фактический возраст выхода на пенсию, следовательно, почти на 2,5 года ниже общего у женщин и на 5,5 лет у мужчин.[48]
В соответствии со статьей 7 ФЗ № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[49] застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
• работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
Другие материалы:
Политика перераспределения
доходов
Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание, поскольку рынок с его главным механизмом – конкуренцией, является в определенной мере формой компромисса между его участниками. Все субъекты рыночных о ...
Рассмотрим пример современного социального конфликта
По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура к ...
Развитие института приемной семьи в Свердловской
области
Летом 1998 года состоялись переговоры Губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с представителями Британского Правительства о сотрудничестве в деле решения проблем безнадзорных детей. Результатом этих переговоров стал совместный ро ...