Социология права как наука и
учебная дисциплина.Страница 5
Прямо противоположным по своим мотивам, содержанию, последствиям является противоправное поведение.
Социальная значимость правомерного поведения состоит в укреплении существующих общественных отношений. |
Противоправное поведение расшатывает и ослабляет эти отношения. | |
Правомерное поведение мотивируется сознанием долга и ответственности либо личными интересами, соответствующими или же противоречащими интересам общества. |
Противоправное поведение движимо противоположными мотивами корысти, эгоистических и агрессивных стремлений. | |
Правомерное поведение предусмотрено разрешающими или обязывающими нормами, соответствует им и в этом смысле нормативно. |
Противоправное поведение нарушает запретительные или обязывающие нормы, и в этом смысле антинормативно. |
Функции государства и его органов, в том числе правоохранительных, направлены на то, чтобы охранять правовое поведение, способствовать его практическому осуществлению, а в отношении к противоправному поведению они предусматривают меры предупреждения и пресечения, а также наказания виновников такого поведения.
Для социологического исследования противоправного поведения важное значение имеет его дифференциация на различные виды в зависимости от масштабов применения и тяжести социального ущерба, негативности юридических последствий. Степень общественной опасности является критерием, позволяющим отграничить от различных видов правонарушений - административных, дисциплинарных, гражданских - самое тяжелое противоправное поведение - преступление.
Социология права концентрирует свое внимание на выявлении причин, особенностей и социальных механизмов воспроизводства и функционирования различных видов асоциального и противоправного поведения (преступности, алкоголизма, наркомании, проституции), их связи с социально-экономическими и другими общественными процессами. Социологическими исследованиями, проведенными в последние годы установлено, что вследствие развала СССР, связанного с глубоким социально-экономическим и политическим кризисом
а) резко обострились все виды объективных социальных противоречий,
б) резко снизилось благосостояние большинства населения,
в) обнаружились многие дисфункции социальных институтов,
г) снизилась эффективность норм правового регулирования.
Это привело к широкому распространению нарушений социальных норм, к резкому возрастанию масштабов правонарушений и преступного поведения.
Обобщение материалов социологических исследований дает основание для вывода о том, что важнейшие причины нарастающей криминализации постсоветского общества заключены в следующем:
1. Социально-экономический кризис, сопровождаемый разгосударствлением собственности, ее приватизацией, привел к широкому распространению в различных слоях населения жажды финансового успеха, которая удовлетворяется чаще всего способами, связанными с правонарушениями, в том числе с преступной деятельностью.
2. Снижение жизненного уровня большинства населения приводит к тому, что далеко не все оказываются в состоянии достичь сносного жизнеобеспечения законными способами, создавая тем самым более высокий, чем в прежние годы, социальный потенциал правонарушений.
3. Возникший в результате развала Советского Союза ценностный вакуум, когда старая система ценностей с основным акцентом на добросовестный, необходимый обществу труд, рухнула, а новая, ориентированная на предприимчивость и индивидуальный успех, еще не сложилась, привел к беспринципности и безответственности многих должностных лиц, их коррумпированности, к стремлению многих граждан не считаться с нормами морали и права в своем повседневном поведении, что благоприятствует массовизации противоправной деятельности.
Другие материалы:
Наблюдение. Эксперимент
Один из методов социологического исследования — наблюдение, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.
Наблюдение в ...
Приложения
Приложение № 1
Востребованность в профессиях и уровне образования в среднем по стране
Чтобы лучше разобраться в востребованности профессий и уровне образования в России, я приведу примеры в таблице и диаграмме. В них показано, как обсто ...
Средние учебные заведения.
Средние общеобразовательные учебные заведения имеют своею задачею дать учащимся в них такое образование, которое, являясь само по себе достаточно законченным, служило бы основательною подготовкою к усвоению высших знаний общего или специа ...