Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи. Студенческая молодёжь как социально- демографическая категория
Страница 1

Социологическая информация » Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи » Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи. Студенческая молодёжь как социально- демографическая категория

В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости:

- психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

- социально-психологический подход изучает молодежь как людей «определенного возраста со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»;

- представители конфликтологического подхода считают, что молодость - это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека»;

- ролевой подход определяет молодость как «особую поведенческую фазу в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;

- субкультурный подход даёт следующее определение молодежи: «это социальная группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями»;

- стратификационный подход рассматривает молодежь как социально-демографическую группу, ограниченная возрастными рамками, имеющую специфичные социальные позиции, статус и роли;

- социализационный подход делает акцент на том, что молодость - это период социального роста, первичной социализации индивида.

Существуют и другие подходы к определению молодёжи и молодости. Её рассматривают как состояние души (интеракционистский подход), как важный этап жизненного цикла человека (аксиологический подход), как этап формирования личности (процессуальный подход), как особое мироощущение вне зависимости от реального возраста (субъективный подход ). [34]

Такое множество и разнообразие подходов создаёт необходимость интегративного определения молодежи , которое позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик.

Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого».[35]

В современной отечественной социологии наиболее распространено определение, данное И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».[36]

В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница М. определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.

В данной социально-демографической группе выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся: школьники и студенты, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.

В. Чупровым был выделен ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:[37]

* освоение и присвоение социальной субъектности;

* переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;

* наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;

* распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир .

Молодость - это и возраст, и ступень развития личности, и определенный социальный статус в социальной структуре. Социальный статус объединяет молодого человека с членами его социальной группы, общности. Одновременно статус выступает как социальное различие между ним, его группой и другими группами, общностями.

Возрастной социальный статус молодежи охватывает наряду с социализацией и самоопределением (самоидентификацией) и другие важные характеристики: [38]

* предписанность, предопределенность, связанная с ещё только формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь;

* динамичность и перспективность, связанная с интенсивной вертикальной социальной мобильностью молодёжи, с расширяющейся возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т.д.);

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Классовые отношения.
"Таким образом, дело дошло теперь до того, что индивиды должны присвоить себе существующую совокупность производительных сил не только для того, чтобы обеспечить своё существование. Это присвоение обусловлено, прежде всего, тем объе ...

Перспективные технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной защите
Дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей о ...

Использование в реабилитационном процессе рекреационных зон досуга и творчества
Актуальной проблемой было и остается полноценное использование рекреационных зон досуга и творчества в интересах людей, нуждающихся в социальной защите и помощи. Доступными и популярными среди разных возрастов являются в этом отношении кл ...