Особенности политического сознания современного студенчестваСтраница 2
Социологи также отмечают более высокий интерес к политике у студенческой молодёжи, чем у молодых людей, не обучающихся в вузе.
Большое воздействие формирование политического сознания студенческой молодежи отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию политического мировоззрения.
Е.В.Ефимова отмечает, что СМИ играют двойственную роль в формировании политического сознания молодёжи, с одной стороны, призывая активно участвовать в политической жизни, с другой, пропагандируя индивидуализм, приоритет материальных ценностей.
Социологический опрос студенчества Казани позволил исследователю сделать вывод о том, что студентам присущ пассивный политический конформизм с высоким уровнем потребления политической информации и низким уровнем активного политического участия (исключая голосование на выборах). Казанские студенты в целом поддерживают ценности существующей политической системы.[48]
Конформное отношение молодых людей к власти обеспечивает целый ряд факторов, связанных со СМИ:
1) важные проблемы общества (безработица, проблемы образования, насилие на телеэкране, культура и нравственность в российском обществе) редко упоминаются в выпусках новостей;
2) методы PR используются для популяризации отдельных политических и государственных деятелей, создания благоприятного имиджа института власти;
3) большой объём предоставляемой СМИ информации создаёт иллюзию включённости индивида в политическую жизнь общества;
4) программное содержание отвечает интересам тех, кто обеспечивает финансирование телеканалов, а не конечных потребителей продукта.
Степень воздействия СМИ на студенческую молодёжь связана не только с тем, что говорится, но более важными являются темы, о которых умалчивается. Таким способом обеспечивается конформное отношение людей к власти.
Для политической социализации молодёжи политическая пропаганда использует развлекательные и музыкальные медиа.
Е. В. Ефимова делает вывод о том, что учащиеся вузов воспринимают внешний мир главным образом посредством СМИ, они на подсознательном уровне доверяют тем, кто предоставляет им эту информацию. Она также утверждает, что СМИ предоставляют одностороннюю коммуникацию, создают искусственную информированность аудитории об общественных проблемах, что способствует «усыплению внимания индивида, наркотизации, а не активизации организованного социального действия».[49]
Фундаментальная ценность гражданского общества - демократия. В ней находит своё воплощение единство свободы и социального контроля.
Однако представления студентов о демократии весьма противоречивы. Нередко правопорядок (т.е. власть закона) сводится ими к порядку (в том числе, с применением любых - даже противозаконных - средств, включая силовые). Обычно считается, что такие настроения присущи старшему поколению. Но результаты опроса студентов показывают, что их не чужды и молодые. Так, 37% опрошенных студентов московских вузов ответили, что сильный лидер наведет порядок в стране, руководствуясь законом и действуя под контролем Думы. В то же время 34% считают, что порядок в России будет, если люди смогут объединиться и научаться решать свои проблемы демократическим путем. [50]
В целом социологические опросы студентов разных городов показывают, что респонденты поддерживают демократические идеи, хотя находится немало тех, кто отдает дань авторитарным настроениям. Наиболее значимо в демократии для молодых людей невмешательство государства в их частную жизнь.
Другие материалы:
Социально-культурные общности и формирования
Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных социально-культурных общностей и общественных формирований в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе да ...
Что такое религия?
Религия есть форма отражения действительности в фантастических понятиях и представлениях. Признак любой религии – вера в какие-либо сверхъестественные силы. Крупнейшими на сегодня религиями являются христианство и ислам. Также многие жите ...
Типология социальных институтов
Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.
Типология социальных институтов:
1) институты экономик ...