Требования, предъявляемые к анкетному опросу

Социологическая информация » Методы социологических исследований » Требования, предъявляемые к анкетному опросу

Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:

длительность не должна превышать 30-40 мин, поскольку усталость респондента не позволит получить полноценных ответов;

интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего — нейтральным;

трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме;

вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Например, вопрос анкеты: «Каков размер Вашего месячного заработка?» — неясен. О чем здесь идет речь? Только о заработке или о доходе? О заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные?

вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке — это важнейшее требование социологического исследования. Например, первый вопрос: «Испытываете ли Вы какие-либо трудности на работе?». Ответы: «Да», «Нет». Второй вопрос: «Если да, то в чем эти трудности выражаются?». В ответе приводится ряд факторов, затрудняющих работу. Третий вопрос: «Ваши предложения по преодолению трудностей».

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о .».

В подобной же форме строится и обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это обращение предшествует постановке вопросов и является своего рода введением, оно должно быть кратким, понятным и четким.


Другие материалы:

Объективные факторы превраще­ния человека в жертву неблагопри­ятных условий социализации
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный ...

Развитие социологии во Франции на рубеже XX – XXI веков. Особенности становления французской социологии II-ой половины XX века
Характерной чертой французской социологии до второй мировой войны является то, что несмотря на господство позитивизма и многочисленное позывы сделать социологию точной эмпирической наукой, она продолжала в целом носить умозрительный харак ...

Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и идеологии.
Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в совреме ...