Деятельный подход
В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934) сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность».
Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
Итак, изучение личности опосредуется изучением ее деятельности и по сути сводится к
• определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);
• выяснению принципа осуществления деятельности — вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
• изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
• исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.
Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности — дело будущего.
Сегодня в социологии понятие личность употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Другие материалы:
Деятельность учреждений социального призрения.
Во второй половине XIX в. сложилась система общественного призрения, которая отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не с таким размахом, как это было свойственно столичным регионам. Социокульт ...
Список нормативно-правовых документов
1. Хартия детства.
2. Декларация прав ребенка. (1959)
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
4. Конвенция ООН о правах ребенка. (1989)
5. Конституция Российской Федерации (1993)
6. Гражданский коде ...
Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Ос ...