Теоретические основы пенитенциарной социальной работы. Предмет
и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работыСтраница 2
Последующее возвращение освободившегося из мест лишения свободы в оставшиеся неблагоприятными условия и микросреду, усугубленное накопленными в местах лишения свободы дополнительными проблемами, внутренней неготовностью к их преодолению в соответствии с нравственно-правовыми нормами, чрезвычайно повышают риск рецидива. Криминологические, пенитенциарно-психологические исследования убедительно доказывают: длительные сроки, жесткие условия изоляции, преобладание карательных мер, утрата общественно полезных связей, понижение социального статуса крайне усложняют процесс практической ресоциализации и реабилитации осужденного. Социальное отчуждение ведет к тому, что он становится безвозвратно потерянным для жизни в обществе, окончательно превращаясь в социальную жертву совершенного преступления и его негативных последствий. Следовательно, трудная жизненная ситуация, являющаяся одной из причин совершения преступления, в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, избранного государством в качестве способа разрешения этой ситуации, не только не разрешается, но и даже усугубляется.
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно еще более сложной. Одна из причин ее подобной динамики – отсутствие в исправительных учреждениях системы социальной защиты, помощи и поддержки осужденных. Все это создает объективные предпосылки для организации специфической профессиональной социальной работы по устранению социальных проблем осужденных и причин их порождающих на всех этапах жизнедеятельности после совершения преступления: в период предварительного расследования и содержания под стражей, отбывания наказания, подготовки к освобождению, а также постпенитенциарной ресоциализации и реадаптации в обществе.
Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными есть объективная необходимость, поскольку она создает условия для реализации прав категории граждан, находящихся в местах лишения свободы. Будучи включенной в государственную систему социального обеспечения в качестве ее составной части, социальная работа с осужденными придает ей целостность, завершенность, а также гуманность. Она имеет важнейшую социальную значимость. Ее глубинный смысл заключается, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости, наказании преступника за содеянное, предотвращении дальнейшего негативного развития и поведения, научении некриминальным способам разрешения трудных жизненных ситуаций, с другой – в стремлении минимизировать негативные последствия лишения свободы как для осужденного, так и для его микроокружения, особенно семьи, а также общества в целом. Пенитенциарная социальная работа должна создать предпосылки и условия для нормального полноценного социального функционирования лиц, освободившихся из исправительных учреждений.
Важнейшим компонентом любой системы научного знания является конкретный аппарат науки, представляющий собой совокупность принятых ею понятий, категорий и терминов, которые в лаконичной обобщенной форме выражают сущность изучаемого в его взаимосвязях явления. Единообразие в понимании этих базовых элементов науки и социальной практики позволяет раскрыть структурно-логические связи между явлениями и процессами, определить тенденции развития и пути оптимизации деятельности. Наиболее важные, ключевые понятия, составляющие основу понятийного аппарата называются категориями. Новизна, сложность, многообразие, многоаспектность, изменчивость, неоднозначность явлений и процессов, отражаемых категориями социальной работы влечет многообразие их классификаций, различие интерпретаций, либо отсутствие последних.
Недостаточная изученность такой специфически-специальной отрасли научно-практических знаний, как пенитенциарная социальная работа затрудняет выделение ее собственного понятийного аппарата. Некоторые из общепринятых понятий социальной работы в ее пенитенциарной отрасли утрачивают свою категориальную важность (например, социальное, социализация, семейный конфликт, меценатство, психосоциальная работа, социальные сети и т.д.), другие – в соединении с понятием «осужденный» приобретают значительную смысловую особенность (пенитенциарная трудная жизненная ситуация, социальная реабилитация осужденных, социальное обслуживание осужденных, социальная служба уголовно-исполнительной системы), третьи – становятся основными категориями. К числу последних необходимо отнести такие, как социальная помощь осужденным. Это система разносторонних социальных мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых социальной службой исправительных учреждений и/или иными субъектами деятельности осужденным и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития в процессе исправления и ресоциализации.
Социальная поддержка лиц, содержащихся в исправительных учреждениях – специальная система мер, направленная на подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее «слабых» осужденных и их групп риска, испытывающих вследствие этой слабости особые, отличные от других объективного или субъективного свойства нужды, затрудняющие нормальное содержание в исправительных учреждениях, подготовку к жизни на свободе и постпенитенциарную реабилитацию.
Другие материалы:
Что является основой гражданского общества? Чем
отличается гражданское общество и государство?
Гражданское общество – это:
наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвле ...
Школа в становлении подростка
Школа является специфическим институтом социализации, который не может быть замещен ни семьей, ни группой сверстников. В этот период подросток большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками. ...
Проблемы и тенденции воспроизводства населения
В динамике демографических процессов со второй половины 90-х годов наблюдались (до 2005 года), хотя и очень неустойчивые, позитивные сдвиги. За последние 15 лет самый низкий уровень рождаемости был отмечен в 1996-1997 гг. и составил 8,4 п ...