Приложение А

Программа исследования

Обоснование темы исследования. Проблемой данного исследования является изучение пенитенциарной работы и ее компетенции в местах лишения свободы; поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе и организация действий для разрешения проблемной ситуации; получение новых знаний и создание теоретических моделей пенитенциарной действительности.

Актуальность исследования заключается в том, что старая пенитенциарная система разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей: резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений, совершаемых в обществе. Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников.

Также очень велика рецидивная преступность, о чем свидетельствуют переполненные тюрьмы, являющиеся рассадниками различных социальных болезней. Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала исправительных учреждений.

Объектом исследования является пенитенциарная система Российской федерации в широком смысле, становление социальной работы с различными категориями населениями в пенитенциарной системе – в узком. В исследовании принимаются во внимание следующие характеристики объекта исследования (т.е. респондентов): пол; возраст; национальность; образование; сфера деятельности, занятий; род деятельности, занятий; семейное положение; наличие и количество детей; участие в политической и общественной деятельности; место жительства; отношение к религии и др.

Предметом исследования является сущность, принципы и методы социальной работы с различными категориями осужденных, реальное воплощение в пенитенциарной действительности гуманистических методов перевоспитания, психосоциальная работа с личностным миром каждого осужденного, социально-правовая работа по налаживанию социальных связей осужденных и т.п.

Целью исследования является выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника с различными категориями осужденных; определение ее основных направлений, принципов, методов и ролей в пенитенциарных учреждениях РФ; улучшение условий содержания осужденных, социализация и развитие адаптивных характеристик и т.п.

Задачами исследования являются:

- описать предмет и обозначить понятийно-категориальный аппарат социальной работы с различными группами населения;

- выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.

- проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;

- проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;

- определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.

Гипотезой исследования являются следующие тезисы. Социальная работа с различными категориями осужденных будет эффективной, если будут четко интегрированы категории и понятия групп лиц, нуждающихся в социальной помощи и поддержки; будут подробно изучены социальные проблемы исследуемых категорий клиентов и развиты качественные методы и технологии по их разрешению.

Нравственно-гуманистические принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере с различными категориями осужденных по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Информационная цивилизация
В течении более 2,5 тыс. лет, вплоть до сер. ХХ века, информация воспринималась как передача сообщения. С появлением кибернетики стало ясно, что информация имеет отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим выживаемость люб ...

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача ...

Конфликт ценностей
Многие свойства конфликта интересов, его амбивалетность, в частности, характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения. В ценностях воплощаются исто ...