Теоретические и технологические основы социально-реабилитационной работы с
людьми пожилого возраста в России. Старость как социальная
проблемаСтраница 1
Процесс старения населения – явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателя смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В начале XX века процесс демографического старения охватил все Европейские страны, затем, все, более расширяясь, многие страны на других континентах.
В индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами, пока не затронул слаборазвитые страны. Однако, по мнению демографов Организации Объединенных Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости в этой части мира будет означать начало активного старения населения, что проявиться уже в будущем десятилетии [40, c. 11].
Последствия старения общества являются предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей – ученых, практиков, политиков, экономистов, социологов, таких как Холостова Е.И. «Социальная работа с пожилыми людьми», Ерусланова Р.И. «Технология социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому», Ипатов П.Л. «Забота о гражданах старшего поколения // Социальная забота», Зайнышева И.Г. «Технология социальной работы», Русакова И.Ю. «Организация медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста», Рощина Ж. «Забытая старость // Социальная защита», Щербина В.В. «Проблемы технологизации социальной деятельности».
Многие из них задаются вопросом: на какие же сферы жизнедеятельности общества повлияет процесс его старения, каковы будут последствия для социального развития?
Можно выделить четыре группы проблем, которые влекут за собой старение современного общества. В-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики как [26, c. 15].:
· Показатель рождаемости
· Продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их
· Распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений
· Отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров
· Уровень производительности труда
Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения [26, c. 17].:
· В структуре семейно-родственных отношений
· В системе поддержки друг друга разных поколений
· В характере выбора будущих профессий
· В структуре потенциальной занятости.
В-третьих, изменения демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:
· Измениться соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности.
· Возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте
· Трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и к проблеме выхода на пенсию
· Встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте
· Изменяться пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин
· Увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активно взрослого населения
· Обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к её решению
· Повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвертых, изменения коснуться функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб.
Другие материалы:
Компьютер в сфере образования.
Сегодня многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров. Достаточно сказать, что с помощью компьютеров: трёхлетние дети учатся различать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать и писать; выпускники школ г ...
Соц. институты
Соц. практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы соц. отношений, сделать их обязательными, добиться неукоснительного выполнения этих правил – эту задачу выполняют в обществе соц.институ ...
Подростковая субкультура в системе современного информационно-техногенного
общества. Общая характеристика подростковой субкультуры
В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает ...