Исследование проблем аномии в истории философской мысли
Дезорганизация, дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей, взаимодействий в современном российском обществе, которые выражаются, в частности, в несокращающемся числе случаев девиантного и делинквентного поведения значительного количества индивидов, то есть все то, что со времен Э.Дюркгейма определяется как аномия, фиксируется, постоянно анализируется представителями разных отраслей обществознания.
При этом подходы к выявлению причин современной аномии, а также рассмотрению условий протекания негативных процессов, их содержания, перспектив социального оздоровления социума существенно отличаются. Одни социологи, политологи, криминологи полагают, что современное аномичное состояние общества - не более чем издержки переходного периода, свойственные всем трансформирующимся обществам, в частности, Восточной Европы, в которых уже более десяти лет кардинально меняется социально-экономический уклад, политический строй. Другие рассматривают происходящее с позиций катастрофизма, выделяют определенные социальные параметры, свидетельствующие, по их мнению, именно о таком развитии социальной системы, необратимости негативных процессов в обществе, его неотвратимой деградации. Своеобразием отличается точка зрения А.А. Зиновьева, который полагает возможным констатировать едва ли не полное самоуничтожение социума.
Наиболее полно впервые выразил идею рассогласования моральной и правовой регуляции в обществе Э. .Дюркгейм. Особо необходимо выделить то обстоятельство, что для него аномия свойственна трансформирующемуся типу общества, осуществляющему переход от традиционного к индустриальному состоянию, когда резко меняются структура, иные свойства и характеристики социума. Сегментарная модель традиционного общества с немногочисленным набором ясных, однозначно трактуемых норм, предписаний уступает место целостному социуму, в котором индивиду не так просто среди совокупности подчас противоречащих и многочисленных образцов и стандартов поведения, действия выявить достойные повторения. "Функциональное разнообразие влечет за собой моральное, - отмечает французский социолог, - которое ничто не может предупредить; одно неизбежно возрастает вместе с другим… Коллективные чувства все более бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые, как думают, порождаются разделением труда,… эти тенденции увеличиваются по мере усиления разделения труда, а с другой стороны – сами коллективные чувства в то же время ослабевают"
Именно упадок в новых условиях этих коллективных представлений, действующих как объективные социальные факты, ослабление и индивидуального осознания приобщенности к тем нормам, которые были свойственны замкнутой корпорации, и уничтожаются самим переходом к обществу промышленного типа, и означают наступление аномии.
В условиях уже сложившегося, развитого индустриального общества, развивает концепцию аномии Р. Мертон. Ведя рассуждение в координатах "цель действия – средства ее достижения", он отмечает явную недостаточность одобряемых социумом способов реализации даже тех образцов, стандартов поведения, которые официально поддерживается обществом и его институтами.
Раскрывая потребительские ориентиры, присущие американскому социуму, Мертон и отмечает, что навязывание индивидам определенного стиля поведения наталкивается на ограниченность легальных способов его поддержания. В результате инновационная модель действия может привести к прямому нарушению норм-запретов, свойственных в данный момент обществу, вести к нарастанию преступных проявлений. Индивид может попасть и реально попадает в положение, когда действуют несовместимые требования доминирующей культуры. С одной стороны, от него требуют, чтобы он ориентировал свое поведение "в направлении накопления богатства; а с другой – ему почти не дают возможности сделать это институциональным способом"
Таким образом, в теоретических построениях классиков социологии аномия, мыслимая и как нарушение моральной регуляции в силу изобилия противоречивых социальных норм, и как расплывчатость, условность, относительность оценок асоциальных актов, и как несоответствие провозглашаемых социумом целей поведенческим установкам людей, предстает как такой феномен, который сопутствует обществу на различных стадиях его развития. Применительно к современному состоянию общества дисфункциональные, дезинтеграционные процессы, также находясь в центре внимания исследователей, получают отражение на основе сравнительно нового категориального аппарата. Речь, в частности, идет о развитии концепции социальной травмы, позволяющей рассмотреть, описать многие негативные процессы в социуме, находящемся на этапе рыночной трансформации при углублении демократических преобразований. Во всех своих проявлениях аномия все чаще оценивается как неизбежное следствие усложнения социальной структуры, всей совокупности отношений и взаимодействий в ходе самодвижения социума к неким новым состояниям в условиях небывалых прежде коммуникационных его возможностей, утилитарного подхода к моральным и правовым ценностям, окончательно сложившимся в ХХ веке. Современная критическая социология все в большей мере фиксирует ущербность массового индустриального общества, растворяющего индивида в аморфном стандартизированном социуме , в котором почти невозможно различение негативной реальности и ее виртуальной, компьютерно-игровой или видео версии.
Другие материалы:
Семья как пространство жизнедеятельности. Понятие и сущность семьи
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает ...
Социализированность и воспитанность
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов.
От того, как происходит это взаимодействие в сти ...
Определение индивида
"…Имея дело со свободными от всяких предпосылок немцами, мы должны, прежде всего, констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, а следовательно и всякой истории, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь ...