Кризис отцовства. Мировая практика. Определение понятия отцовство
Страница 3

Социологическая информация » Феномен отца-одиночки в современном обществе. Оценка положения в обществе » Кризис отцовства. Мировая практика. Определение понятия отцовство

Эти тенденции наблюдаются не только на Западе, но и на Востоке, например, в Японии. Традиционная японская семья была в высшей степени авторитарной. В последние десятилетия отцовская роль стала проблематичной. Дети-подростки определенно хотят иметь не авторитарных, а авторитетных отцов, а их реальные отношения с отцами выглядят более напряженными, чем с матерями. Хотя многие практические вопросы чаще решают отцы, в дисциплинарных вопросах матери оказываются эффективнее. При решении своих жизненных проблем японские старшеклассники чаще всего обращаются к друзьям (65%), затем - к матери (26%) и только 7% - к отцу. Когда в 1981 г. большую группу японских отцов спросили, кто в их семье отвечает за дисциплину, 60.5% назвали мать, 22.2% - обоих родителей и только 5.6% - отца[8]

B традиционном обществе брак и отцовство были обязательными элементами мужской идентичности. Сегодня они маргинализировались, стали делом свободного выбора. В 1977 г. холостыми были 63.7% американских мужчин от 20 до 24 лет, а в 1994 - 81%; среди 25-29-летних американцев доля холостых за эти годы почти удвоилась, с 26 до 50%. Это объясняется как повышением среднего возраста вступления в брак, так и увеличением числа незарегистрированных партнерств.

Вовлечение женщин в общественный труд подрывает мужскую монополию на роль кормильца, как в семье, так и вне ее. Абсолютное число и удельный вес детей, воспитывающихся без отцов, в большинстве индустриально-развитых стран неуклонно растет. В странах ЕС доля семей с одним родителем и детьми до 15 лет в 1990/1991 гг. варьировала от 5.7% в Греции до 20.4% в Дании.83.3% таких семей - материнские. Впрочем, растет и число одиноких отцов, их доля в общем числе семей с детьми колеблется от 0.7% в Испании до 11% в Италии (часто это не разведенные мужчины, а вдовцы) [9].

Влияние этих процессов на содержание отцовского вклада в воспитание детей неоднозначно.

Хотя в среднем отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми,. современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но и существенно превосходят их, особенно в семьях, основанных на принципе гендерного равенства. Мужчины берут на себя гораздо больший круг обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Например, обследование 231 канадской семьи показало, что, при выровненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько матери.

Чтобы понять динамику отцовского поведения более конкретно, социологи выделили в нем четыре автономных фактора:

мотивация,

умения и уверенность в себе,

поддержка, прежде всего со стороны матери,

институциональные практики (как данное общество поощряет отцовство - отпуск по уходу за детьми и т.п. [10])

Кроме того, выделены три параметра отцовского взаимодействия с ребенком:

вовлеченность отца в непосредственный уход, общение или игру с ребенком,

доступность отца для ребенка и ответственность за воспитание и принятие соответствующих решений.

Оказалось, что степень отцовской вовлеченности в США в последней трети ХХ в. выросла на треть, а доступности - наполовину. Американские отцы проводят с детьми в среднем около 1.9 часа в рабочие и 6.5 часов в выходные дни. Это значительно больше, чем 25 лет назад. В 1990-х годах отцовская ангажированность составляет свыше 40%, а доступность - две трети материнской. Этот рост идет по крайней мере с 1920-х годов. Среднее количество времени, которое американские отцы, по данным разных исследователей, проводят с детьми, выросло с 1960-х годов на 25% - 37%. А поскольку детей стало меньше, то время на одного ребенка выросло еще больше. Вопреки стереотипу, для более молодых и более образованных американских мужчин семья психологически важнее работы, она занимает центральное место в их жизни и во многом определяет их психическое благополучие[11].

Те же тенденции зафиксированы в Германии[12]. "Новые мужчины" берут на себя больше домашних обязанностей, придают больше значения отцовским ролям, чаще гуляют и играют с детьми, чем "традиционалисты", которые готовы материально обеспечивать семью, но эмоциональную заботу о детях передоверяют матери.

Тем не менее ситуация остается тревожной. Во-первых, "новые отцы" везде и всюду составляют меньшинство. Во-вторых, прирост отцовской заботы практически уничтожается тем, что из-за увеличения числа внебрачных детей и числа разводов все большая доля мужчин не живет со своими семьями. Для многих мужчин брак и отцовство - своего рода "пакетное соглашение", тем более, что сами отцовские роли и необходимые для этого навыки определены культурой менее четко, чем материнские, здесь многое зависит от индивидуального соглашения. В США после развода девять из десяти детей остаются с матерью, после чего их общение с отцами ограничивается, а то и вовсе прекращается; в 1995 г около трети американцев после развода практически перестали общаться с детьми. Отчасти потому, что мужчины сами теряют к ним интерес, а отчасти потому, что бывшие жены препятствуют таким контактам. В результате на макросоциальном уровне безотцовщина не уменьшается, а растет.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Культура и общество. Нормативный уровень культуры
Культура - это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению, значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, с пом. которых люди организуют свою жизнедеят. Ф-ии культуры в обще ...

Как сказать детям
Для взрослых время развода - это время мучительного агонизирования; одновременно нужно быть сильным и поддержать детей - нелегкая задача. Но детям необходимо сказать, что происходит и, в зависимости от возраста, почему. У детей немедленно ...

Радикальный феминизм
Понятие радикального феминизма имеет долгую и пеструю историю. Первоначально оно связывалось с теми группами в США, которые в шестидесятые годы и в начале семидесятых хотели организовать женщин в автономное женское движение: Освободительн ...