Семейное консультирование как технология социальной работы с семьейСтраница 2
Психологическое консультирование - это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой выделяются два основных компонента.
Диагностический - систематическое отслеживание динамики развития семьи или его членов, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования специалист и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.
При работе с супружеской парой цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи - то это помочь принять жизнь во всех ее проявлениях, переосмыслить свои отношения с самим собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.
Консультант создает условия для изменений и стимулирует этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к гармонизации брачно-семейных отношений. Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиентов и его жизненной ситуации.
Основной этап социальной работы с семьей - отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные
изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе социальный работник осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную супружескую пару, учитывающие их особенности и потребности.
Особенности распределения семейных ролей, ожиданий, притязаний в браке, совместимость супругов можно исследовать также с помощью следующих методик.
Опросник "Общение в семье" (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
Методика "Распределение ролей в семье" (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) определяет степень реализации супругами той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнерства.
Для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях их характера используется метод индивидуально-психологического исследования (А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова).
Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости): автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощью таких методик, как определение типа темперамента (Г.Айзенк), "16 личностных факторов" (Р.Кеттелл), методика рисуночной фрустрации (С.Розецвейг), цветовой тест (М.Люшер) и другие.
Другие материалы:
Анализ документов
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации[11].
Этот метод позволяет получать сведения о прошедших со ...
Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми
людьми
Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами – специалистами - сл ...
Реализация системы досуговой деятельности с пожилыми гражданами. Изучение опыта работы по адаптации пожилых людей в современном
обществе посредством досуговой деятельности
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиона ...