Понятие личности и её структураСтраница 2
Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодёжь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей представляют однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания и как следствие – более затяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам.
Подавление потребностей любого уровня деформирует личность.
Человек с подавленными потребностями в безопасности общения самореализации неполноценен. Его неполноценность выражается в апатии, в стремлении избежать ответственности. Неполноценный индивид вырастает в силу социальных условий, например, жизни в авторитарном обществе, в пребывании в тюрьме и т.п.
Интерес - это осознанная потребность личности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей.
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.
Ценности - это то, в чем человек нуждается и чего у него нет, то что, в избытке мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим.
Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила – основные ценности экономики любого общества. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями.
Социальные ценности – это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности.
Если потребность и интерес – побудительная сила, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.
Ценности бывают самыми разными – материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными (хлеба и зрелищ).
Для голодного человека хлеб – наивысшая ценность.
В разные периоды развития общества у него преобладают те или иные ценности: отсутствие продуктов в магазинах – ценность: хлеб и мясо; отсутствие товаров народного потребления: обувь и одежда. Высокая преступность: правопорядок, гарантия жизни.
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность, а не просто индивида в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в качестве наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности: патриотам, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей.
Ценностей нет у животных и младенцев. Стало быть, они биологически не наследуемы, они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они выполняют самые разные функции: регулируют социальные отношения и взаимодействия людей; проявляют себя в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества и т.д. Но одной из главных занятий ценностей – служить мотивом поведения. Человек стремиться добывать то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно.
Мотив - внутренний побудитель человека к действию. Выделяют различные виды мотивов:
· по значимости для жизни и развития человека: биологически важные и производные от них;
· по источнику побуждения: продиктованные извне и внутренне рожденные;
· по социальной направленности: желаемые, нормативные, запретные.
Итак, в структуре личности в единое целое увязаны потребности, интересы, ценности и мотивы. Становление же личности происходит в процессе социализации.
Другие материалы:
Что такое культурные универсалии?
Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культуроантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.
К таким универсальным компонентам ...
Конфликт интересов
Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей ...
Статистико-математическая научная школа
В первой половине XIXв. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIXв. в развитых ...