Анализ теорий профессионального становления личности
Страница 3

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3-х лет (раннее детство или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно-генитальная стадия), от 6 до 12 лет (школьный возраст; или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (В. Квинт, 2000) выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст - от рождения до 3 лет, раннее детство - от 3 до 6 лет, детство - от 6 до 12 лет, подростковый (юношеский) возраст - от 12 до 18 лет, молодость - от 18 до 40 лет, зрелый возраст - от 40 до 65 лет, пожилой возраст - от 65 лет.

Взрослость - возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18-20 годам, а окончание - к 80-ти. Зрелость - ступень в развитии человека, когда он становится способным полноценно выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности, а также социально и индивидуально продуктивно проявлять себя в качестве деятеля в той или другой конкретной области труда.

Четвертое направление - теория развития (Д. Сьюпер, М. Бон, Дж. Крайтс) - опирается на следующие положения: люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности; на этой основе каждый человек соответствует ряду профессий, а профессия - ряду индивидов; в зависимости от времени и опыта меняются как объективные. Так и субъективные условия профессионального развития, которое имеет ряд последовательных стадий и фаз особенности процесса развития определяются социально-экономическим положением родителей, свойствами индивида, его профессиональными способностями и т. д.; на разных стадиях развития им можно управлять, способствуя формированию у индивидов интересов, способностей, "Я-концепции". Д. Сьюпер связывает профессиональное развитие личности с развитием и реализацией "Я-концепции", которая понимается им как "мнение субъекта" о своих качествах и знания о социальных требованиях. Это и определяет как актуальное, так и будущее его профессиональное поведение. В процессе профессиональной жизни происходит развитие представлений человека о самом себе, формирование его профессиональной "Я-концепции" в три этапа:

1) формирование представления о себе и окружающем мире (становление "Я-концепции", образа "Я");

2) взаимодействие "Я-концепции" с представлением о профессии (представление себя в профессиональной жизни);

3) реализация "Я-концепции" (в зависимости от успешности или неуспешности профессиональной деятельности здесь происходит либо закрепление, либо модификация профессиональной "Я-концепции").

Согласно этим представлениям Д. Сьюпер считает (и мы склонны поддержать его позицию), что человек выбирает профессии, требования которых предусматривают роль, соответствующую его представлениям о себе, и выбор профессии фактически является выбором способа "самовыражения". Он рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс, формирующийся под воздействием ряда факторов, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам (интересы, мотивация, способности и др.). [11, с. 242]

Основателем теории "стадий профессиональной жизни" по праву считается Ш. Бюллер (Сh. Ви1ег, 1961), которая еще в 30-е гг. разработала концепцию о пяти фазах жизненного цикла человека, которые выявляются на основе анализа линии развития трудовой, профессиональной и семейной сфер.

1-я фаза; от 16 до 20 лет, названная автором предшествующей самоопределению личности в профессии, в жизни.

2-я фаза: от 16-20 лет до 25-30 лет, характеризуется поисками своего призвания, как в жизни, так и в профессии. Именно в этот период человек ищет наиболее соответствующую его способностям и стремлениям область деятельности.

3-я фаза: называется "порой зрелости" личности, от 25 до 45-50 лет. Здесь осуществляется профессиональное и личностное развитие в выбранной деятельности наиболее оптимально, эффективно. Отмечается высокий уровень (или наоборот) удовлетворения профессиональной деятельностью. Но вместе с тем отмечаются и различные кризисы, спады в профессиональной и личностной сферах (которые объясняются порой объективными, субъективными факторами, обстоятельствами жизни).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Классовая борьба и господствующие идеи данного времени
В.И. Ленин в статье «Марксизм и ревизионизм» приводит известное изречение, гласящее, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они опровергались бы. Естественнонаучные теории, задевавшие старые предрассудки теологии, ...

Полицейское право
«Народ, имеющий наилучшие школы, является первым народом или вскоре сделается таковым». В этом изречении, принадлежащем известному французскому писателю, Жюлю Симону, выступает характерное признание того огромного значения, какое имеет на ...

Символический интеракционизм и этнометодология
Гендерная теория, обусловленная рамками символического интеракционизма, исходит из свойственному ему общего положения: «Гендерная идентичность, подобно иным ее социальным видам, возникает в процессе социального взаимодействия и связана с ...