Работа зарубежного социального педагога с родителями, инвалидами разного возраста
Страница 1

Социологическая информация » Социальная педагогика » Работа зарубежного социального педагога с родителями, инвалидами разного возраста

Работа социального педагога с родителями

В США в период 40—70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по воп­росам, представляющим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, аудитория была по пре­имуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-правонарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к семейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы — выпускники колледжей. Руководили подобными программами главным образом социальные работни­ки, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями.

В современных условиях подготовка взрослых к семейной жиз­ни осуществляется в учебных группах, где даются необходимые знания, навыки и анализируется их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным изменениям. Такая по­мощь полезна и людям, столкнувшимся с неожиданными ситуа­циями: временные кризисы, ухудшение здоровья или хрониче­ские заболевания.

В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит 6—12 человек, хотя их количество может достигать 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжи­тельность занятий — 1,5—2 часа.

Цель большинства групп подготовки к семейной жизни — уг­лубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации лич­ности к жизненным изменениям.

Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на че­тыре категории.

Группы нормального развития предназначены для всех катего­рий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изменения. Это группы для родителей, дошкольников, подростков, людей, намеревающихся вступить в брак, и пенсионеров.

Кризисные группы предназначены для тех, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Люди обычно недостаточно ори­ентированы в чрезвычайной ситуации: какова продолжительность реакции, как преодолеть кризис и вернуться к привычному обра­зу жизни.

Группы индивидуального развития нацелены на обучение лю­дей, хотя и не переживающих кризис или серьезные жизненные испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке пове­дения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки и коммуникабельности.

В группах адаптации занимаются лица, которые постоянно под­вергаются воздействию отрицательных факторов, связанных с болезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улуч­шению, или же они живут с людьми, которые находятся в подоб­ном состоянии. Особенность таких групп в том, что состояние обучаемых требует длительного периода адаптации.

Первоначально группы были ориентированы на различные ста­дии жизненного развития и не выходили за рамки ответов на вопросы, касающиеся определенной тематики. Их участники дей­ствительно получали определенные знания.

Если ранее занятия по работе с семьей проводились в библио­теках и общественных центрах, то теперь группы действуют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в государственных учреждениях. На промышленных пред­приятиях и в строительных организациях популярны такие темы, как контроль над стрессам, тренировка уверенности в себе, сба­лансированность работы и семейной жизни, проблемы работаю­щих супругов.

Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Эффективность работы групп подготовки к семейной жизни, главной целью которых является профилактика, с трудом поддается анализу, так как оценка ре­зультатов профилактики требует времени. Кроме того, существует тенденция относить положительные результаты к влиянию других факторов. Результаты научных исследований деятельности групп второго и третьего типов более доступны для анализа и для ис­пользования в опыте работы.

Работа социального педагога с инвалидами чаще сводится к их обучению. Обучение инвалидов ведется по спец образовательным или общим образовательным программам. Эти программы предназначены для лиц, признан­ных в установленном порядке инвалидами, или лиц с ограниченными возможностями. Для успешной реализации этих программ необходимо совершенствование всей системы профессиональ­ного обучения и профориентации инвалидов.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социальная поддержка безработной молодежи
Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за от­су ...

Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 года
В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (на 121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (на 99220 детей ...

Смертность как следствие ухудшения социально-экономической ситуации
Неудовлетворительные исходные условия (в состоянии здоровья и окружающей среды), обнищание значительных групп населения и продолжающаяся эрозия системы здравоохранения, несомненно, повлияли на жизнь значительной части населения. Переходно ...