Объект и предмет социологии, ее структура и функцииСтраница 1
В учебниках и учебных пособиях по социологии, как отечественных, так и зарубежных, до недавнего времени объект и предмет этой науки, как правило, не разграничивали, а часто просто отождествляли. Обычно писали о том, что социология - это, в самом общем виде, наука об обществе (согласно этимологии самого термина), а далее следовали характеристики ее предметной зоны.
Между тем такой подход к разграничению объекта и предмета социологии по меньшей мере недостаточен. Что, значит, определить объект социологии? Обратимся к мнению П. Сорокина. В работе «Система социологии», написанной еще в Советской России в 1920 г., он отмечал: «Определить объект социологии, как и любой науки, - это, значит, выделить тот разряд фактов, который является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук. Предварительный и краткий ответ на вопрос об объекте социологии будет таков: социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой». Следовательно, по Сорокину, главное в определении объекта социологии – установить особую точку зрения на изучаемые явления и процессы.
Весь вопрос в том, что изучается, о каких явлениях и процессах идет речь. Другими словами, объект социологии – это то, на что направлено социологическое внимание, знание и исследование. Что же касается «особой точки зрения», которую Сорокин применительно к социологии определяет изучение взаимодействия людей и явлений, возникающих из этого взаимодействия, то это скорее относится к предмету характеризуемой науки.
Как видно, объект и предмет социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются тесно связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.
Указание на то, что им является общество, конечно же, не проясняет ситуацию в полной мере. В конце концов, общество как таковое представляет собой объект изучения нескольких десятков (если не больше) общественных либо социально-гуманитарных наук. Сразу же возникает вопрос: что понимается под обществом, которое интересует социологию?
Необходимо, следовательно, конкретно рассмотреть этот вопрос. Прежде всего, это общество современное или, как часто говорят, актуальное. Интересует ли социологию прошлое общество? Отчасти да, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современных реалий. Но понятно, что объектом социологии прошлое общество, его история может выступать только в весьма ограниченном виде (исключение здесь составляет лишь так называемая историческая социология, т.е. отрасль социологического знания, для которой сравнительный анализ социальных процессов в различные исторические эпохи является главной задачей).
Строго говоря, социологу в Древнем Риме «делать нечего», разве что иногда «заглянуть» для какого-либо сопоставления и проведения исторической параллели. Является ли объектом социологии будущее общество? В определенной степени да, причем в гораздо большей, чем прошлое общество. При рассмотрении функций социологии и ее проблемного поля в первой главе уже отмечалось, насколько важно заниматься социальным прогнозированием, поскольку от социологов постоянно ждут разработки сценариев будущего развития как общества в целом, так и его отдельных систем и структур.
Другие материалы:
Человек, индивид, личность
Человек представляет собой высшую ступень живых организмов на Земле, являясь субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Он неотделим от природы.
Этапы антропогенеза:
1. Дриопитек – 14-20 млн. лет назад.
2. Рамапитеки ...
Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все ...
Высшие учебные заведения.
Центрами и рассадниками высшего общего образования являются университеты, как учреждения, имеющие своими задачами изучение, разработку и распространение научных знаний. Разнообразие и сложность человеческих знаний, распадающихся на отдель ...