Киберсоциализация
Киберсоциализация человека (виртуальная компьютерная социализация личности) есть локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве Internet-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации», встречающимися человеку в глобальной сети Internet (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх). Термин предложен в 2005 г. членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В.А. Плешаковым.
Компьютер стал для миллионов пользователей рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность. Многие из нас, даже не осознавая зависимости от компьютера, вследствие её субъективной невыраженности, вероятно, испытывали ощущение легкой фрустрации при выходе компьютера из строя, невозможности получения электронной почты, бесчувственного сообщения о различного рода ошибках, препятствующих нашей цели – погружению в компьютерную реальность, ради дела или ради развлечения.
Активность человека в виртуальном мире киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включается в действие, влиять на происходящее. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У «актера» виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности» – кибераддиктивность. В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т.д.) зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. Они перестают замечать людей, которые рядом с ними, свои заботы, дела, работу, даже семью…
Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры. Как отмечалось выше, в настоящее время компьютерные технологии активно используются во всех сферах жизнедеятельности человека. Чрезвычайно актуальным, на наш взгляд, становится вопрос киберсоциализации (виртуальной компьютерной социализации), а именно специфика представленности и влияния факторов киберпространства на процесс социализации личности. Темпы роста Интернета высоки и продолжают динамически нарастать, он стал не просто современным, но и удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей человека. Это своеобразное новое «жизненное пространство» со своими «обитателями» и специфическими особенностями коммуникативного процесса.
Другие материалы:
Социальная работа по подготовке
осужденных к освобождению
Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рациональног ...
Семейный стаж и его влияние на устойчивость семьи
Кроме того, известно, что дети – обстоятельство, вызывающее сомнения у супругов, собирающихся расторгнуть свой брак. Исследование показало, что доля респондентов, которые очень любят детей и хотят иметь их больше, увеличивается по мере ро ...
Рассмотрим пример современного социального конфликта
По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура к ...