Детские общественные объединения и организации как институт социализацииСтраница 3
Вторая модель, наиболее распространенная. Ее суть заключается в том, что отношения учреждения образования и детской общественной структуры формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. При этом детское объединение выступает компонентом воспитательной системы и находится в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление». Педагоги по зову души становятся лидерами общественных объединений, кураторами, организаторами, активными участниками.
Социальная значимость детского движения в школе исключительно высока: это центр формирования социально-политической зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации (горизонтальные и вертикальные связи субъекта и социальной системы), участие в социально значимых делах на благо людей (благотворительной направленности). Детские структуры органично вплетены в воспитательную систему в форме самодеятельных организаций, общественных клубов, координационных советов, творческих союзов и лиг, детских парламентов и школьных дум
Таким образом, детское движение– это особый вид социального движения, объединяющий детские и молодежные организации, объединения, структуры самоуправления, в основе которых интересы, инициативы детей и молодежи как равноправных субъектов социального воспитания, включающего возрастные этапы школьной жизнедеятельности.
Высокий индекс значимости конкретного инициативного объединения детей, представленный на различных социальных уровнях (индивидуальном, групповом, общественном, государственном), обеспечивает стабильность, временную и территориальную масштабность, естественность диалектического развития специфической формы социального бытия детей, олицетворяющей собой противоречивое единство специфической сущности и особенного существования взаимоотношений детей и взрослых.
При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как социального института необходимо определить их основные социальные функции
: идеологическую, воспитательную, образовательную, развивающую, диагностико-прогностическую, координационную, социализирующую, фасилитационную[5].
Реализация идеологической функции предполагает освоение ребенком основополагающих национальных ценностей патриотизм, историческая память, долг, терпимость, трудолюбие, социально-политических идей, убеждений. Идеология детского и молодежного движения призвана сформировать у подрастающего поколения национальное самосознание, социально-политическую культуру. Воспитательная функция вытекает из идеологической и предполагает уважение власти, законов, правопорядка, государственных символов, атрибутов, знание исторического прошлого, приоритетов развития государства и общества, наличие активной гражданской позиции. Основой деятельности детского формирования становится воспитание нравственных качеств, направленности личности на социальные отношения: открытость, терпимость, уважение, достоинство, коллективизм, трудолюбие, оптимизм.
Образовательная функция предполагает формирование научной системы взглядов на мир, общество, государство и личность; представление о государственном устройстве, об институтах власти. Образование в условиях общественного объединения включает знания о правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, основополагающих законах страны.
В процессе деятельности в общественных объединений и организаций воспитанник должен усвоить навыки самопознания, самооценки и самовоспитания, что обеспечивается через реализацию развивающей и диагностико-прогностической функций. Социальная защита и поддержка личности обеспечивается комплексом социально-педагогических условий (педагогическая диагностика, коррекция личностного развития, сопровождение, сотрудничество, партнерство). Такой подход обеспечивает возможность личностного выбора сферы самореализации, гарантию безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, прав, законных интересов, возможности доступа к культуре, информации, взаимодействия с представителями государственной власти, органов управления. В этой связи актуально формирование социальных знаний об обществе, государстве, власти, гражданине, его правах, обязанностях, что обусловливает выработку гражданских компетенций как основы полноценного социального развития.
Координационная функция в деятельности общественных объединений и организаций обеспечивает оптимальную интеграцию личности в систему общественных отношений на основе сформированных адаптационных и коммуникативных навыков через освоение многообразных социальных ролей, принятие общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, верований, культуры общества как образа жизни человека, группы, коллектива, нации. Члены детских организаций включаются в различные виды социально значимой деятельности на благо людей. Организация опосредует взаимодействие личности с жизненной средой, помогает выработке собственного мнения, поиску способов социально значимых решений, тем самым формируется осознанная, активная гражданская позиция, составляющая в перспективе фундамент социально-политической позиции.
Другие материалы:
Культурные универсалии и многообразие культурных
форм
Культурные универсалии
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
· совместный труд
· спорт
· образование
· наличие ритуалов
· системы родства
· правила взаимодействия полов
· язык
· и т.д.
Возникнов ...
Политика государства на
рынке труда
Государственная политика на рынке труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальн ...
Римский клуб и его роль в исследовании социального
прогнозирования
Римский клуб, получивший название по месту своей штаб-квартиры, был создан в 1968 г. по инициативе А. Печчеи, итальянского промышленника, члена правления фирм “Оливетти” и “Фиат”, председателя Комитета Атлантической экономической кооперац ...