Факторы и методы социологического изучения экологииСтраница 2
В процессе взаимодействия общества и природы в результате мощного антропогенного, то есть человеческого, воздействия на окружающую среду возрастает угроза самому существованию человечества по двум причинам: загрязнению окружающей среды и исчерпанию природных ресурсов. Активно используя природные ресурсы на основе все совершенствующейся технологии и производства, общество добилось колоссальных успехов и качественно изменило образ жизни. За последние 100 лет, например, человечество увеличило в тысячу раз энергетические запасы, во всем мире потребление энергии на одного жителя составляет более 10 кВт. В развитых странах каждые 15 лет удваивается общий объем товаров и услуг. В то же время человечество уже начинает тяжело расплачиваться за технические и другие успехи цивилизации. За 90-е годы XX века истреблено 3/4 лесов, покрывающих Землю, ежегодно растет количество вредных выбросов в окружающую среду. Изменился состав биосферы. Специалисты отмечают: накопление углекислоты в атмосфере, запыленность по сравнению с состоянием в начале века к концу XX века возросла на 20 процентов. В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы следует строить так, чтобы развитие общества, всех его компонентов не наносило вреда природе, а наоборот, способствовало его развитию, надо создавать такие условия, при которых природный фактор полнее бы учитывался и входил в структуру производства. В современной социальной экологии такой подход к решению актуальных проблем взаимодействия общества и природы получил название коэволюции.
Под коэволюцией понимают совокупность социоэкологических взглядов, в соответствии с которыми общество и природа представляют социоприродную систему, где гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного и наоборот. Другими словами, дальнейшее развитие общества, всех его культурологических и материальных факторов невозможно без согласования с развитием природы.
Система общество — окружающая среда достаточно жесткая система, элементы которой взаимоопределяют друг друга. Видимо, здесь уместна аналогия с принципом антропности, достаточно популярного в современной науке. В соответствии с ним все мировые константы — скорость света, гравитационная постоянная и другие — между собой согласованы столь точно, что даже ничтожное изменение, допустим на доли процента, их величин превратило бы Вселенную в совсем иной мир. Глубинные отношения общества и природы строятся так, что определенные изменения в природе отражаются на обществе и наоборот. Коэволюция поэтому учит необходимости изучать взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы и учитывать их характер в практической деятельности человека. С позиций коэволюции, общество, совершенствуя технику и технологию, вовлекая в процесс материального производства все новые объекты природы, в то же время обязано строго соблюдать ее законы и балансы, выполнять требования экологических норм. Речь идет не о преобразовании природы, а о адаптации к ней, сохранения и развития экосистем, создании искусственной среды там и в такой форме, чтобы она не деформировала естественную среду обитания человека.
Идеи коэволюции не возникли на голом месте. Они впервые теоретически высказаны и обоснованы Владимиром Ивановичем Вернадским. В труде «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение» и других он разработал учение о биосфере и ноосфере, показал связь между ними и изменяющимся характером деятельности человека. Под ноосферой понимается сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера формируется, по мнению Владимира Вернадского, лишь как закономерное воспроизведение на качественно новом уровне особенностей организации биосферы. Именно по такому пути только и может человеческая деятельность формировать свой путь развития. Логика человеческой деятельности в системе общество — природа как раз и должна строиться в унисон с тем, как организована биосфера. Ноосфера, как представлял Владимир, Вернадский, это преобразованная людьми биосфера в соответствии с познанными и практически освоенными законами ее строения, развития и функционирования. «Человек во всех его проявлениях,— писал он,— составляет определенную закономерную часть строения биосферы». И далее, развивая мысль о человечестве как новой геологической силе в истории планеты, продолжал: « .это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя «ноосферу», она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».
Другие материалы:
Метод кейс-стади
Среди всех стратегий особо выделяют стратегию кейс-стади. Кейс-стади (CASE STUDY) – детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Кейс-стади не может представлять надежную информацию обо всем этом ...
Культурный релятивизм, этноцентризм
Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единен ...
Классификация мигрантов
На рубеже 80—90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек. Отсутствие или несовершенство законодательства государств- бывших республик ...