Гуманистическая сущность социальной работыСтраница 2
С позиций современного гуманизма, благо человека является критерием оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, но не средством, предметом для манипуляции или подавления. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного: гуманизм как бы предъявляет обществу и каждому отдельному человеку высокие требования, соответствовать которым непросто и в социальном плане, и в личностной практике. Гуманизм является мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество. Но источником развития общества он становится лишь в том случае, когда превращается в убеждения всех людей, деятельность которых направляется на создание более совершенного по своему содержанию бытию. Гуманизм предполагает наличие у каждой личности определенных социальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний, культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др.
По своей природе социальная работа ориентирована на гуманистические цели. Гуманистическая ориентация означает, что жизнь человека является абсолютной ценностью, что право на уважение и достойное существование имеет каждый человек независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. В соответствии с этим принципом наркоман, преступник, психически больной выступает прежде всего как человек, попавший в беду и нуждающийся в помощи. Если основой всех прав человека является признание его права на жизнь, достойную человека, то в свете этого понятна постоянная актуальность гуманистического принципа социальной справедливости на протяжении всей истории человечества. Этот принцип имеет большое значение, так как без гармонизации социальных интересов, устранения явной несправедливости в распределении общественного богатства между людьми, невозможно стабильное развитие общества.
Социальные работники, оказывая содействие индивидам, семьям и группам в осуществлении своих социальных прав, нередко встречают прохладное отношение со стороны руководящих работников к делу социального обеспечения людей, испытывают проблемы в обеспечении своей деятельности необходимыми ресурсами. Тем не менее, даже принимая во внимание всю сложность социально-экономической ситуации, сложившейся в настоящее время в обществе, социальные работники должны в своей деятельности противодействовать нарушению прав человека, последовательно и неуклонно проводить в жизнь принцип социальной справедливости. В противном случае это будет вести к росту социальной нестабильности, дегуманизации общественных отношений.
Другим важным принципом является признание права каждого человека на самоопределение, т.е. жить в соответствии со своими желанием и волей, исходя из личных потребностей и предпочтений. Практическое воплощение этого принципа в практику социальной работы означает отказ от навязывания клиенту способов решения проблем, максимальный учет его пожеланий.
Социальный работник должен избегать зла и стремиться к добру. Сущностное содержание добра в конечном итоге заключается в том, что через поддержание прогрессивного и гуманистического в настоящем, перед обществом, группой, личностью ставится задача на будущее, и эта перспектива дает возможность жить, перенося трудности и терпя лишения. Если у людей в перспективе отсутствует достойная цель, тогда не реализуется их творческий потенциал, ослабевается тонус жизнедеятельности.
Моральное содержание социальной работы определяет возникновение определенных нравственных коллизий, которые постоянно приходится разрешать каждому специалисту в своей работе. В социальной практике, в каждой конкретной ситуации нельзя догматически и односторонне трактовать добро и зло, так как они могут переходить друг в друга, менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных этапах развития социальной ситуации. Добро несет в себе зародыш своей противоположности, а зло содержит потенцию добра. Поэтому социальный работник обязан делать тщательный анализ социальной проблемы и особенностей личности клиента. При этом он обязан избегать навязывания человеку, оказывающему помощь, своих субъективных представлений о моральных нормах, в качестве единственно верных.
Социальная работа как профессия возникла на основе благотворительной деятельности, которая была объявлена христианским богоугодным делом, так как она вытекала из сущности Бога, представляющей собой не что иное, как любовь ко всем людям. Безусловно, проявление сострадания, милосердия, доброжелательности является необходимым условием оказания помощи нуждающимся.
Социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Сущность социальной работы заключается в восстановлении социальной справедливости и равенства. Деятельность социального работника направлена на раскрытие потенциальных возможностей клиента, развитие его психологических, моральных и социальных качеств, которые позволили бы ему самостоятельно решать свои проблемы. В этом заключается особенность и отличие социальной работы от благотворительности.
Другие материалы:
Социальное воспитание
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ- это процесс планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации в целях взращивания человека.
Организация социального опыта осуществляется посредством органи ...
Семья осужденного как путь реабилитации осужденного
Одной из важнейших сфер социальной адаптации человека является семья. По поводу роли семьи в становлении нормальной или аномальной личности, формирования различных отклонений написано достаточно много литературы. Для нас семью необходимо ...
Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
Семейная экономика – это специфическая область изучения и исследований, поскольку здесь чисто экономические отношения тесно переплетены с социальными, психологическими, нравственными отношениями.
Субъектом является семья как тесная социа ...