Основополагающая роль морали в социальной работеСтраница 3
Ответственность социального работника характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Ответственность выступает как средство регуляции поведения личности социального работника со стороны общества, так и с позиции долга, совести, чести самого человека.
Для деятельности социального работника характерна высокая степень самостоятельности и моральной ответственности. Ответственность неразрывно связана с творчеством и самостоятельностью, с внимательным отношением социального работника к окружающим людям, с которыми он общается в процессе профессиональной деятельности.
Ответственность социального работника оценивается конкретно, с учетом органического единства прав и должностных обязанностей. Мера ответственности социального работника увеличивается в связи с возрастанием его социальных полномочий и возможностей.
Нередко социальный работник попадает в ситуации, когда стандартно, без творческого подхода невозможно решить ту или иную проблему. Следуя внутренней потребности поступать всегда нравственно, социальный работник должен учитывать имеющуюся в обществе систему нравственных норм и ценностей.
В то же время реализация моральных принципов социальной работы на практике часто представляет этическую проблему. Реализуя этические принципы в своей деятельности, социальный работник должен ответить на вопрос «как?», каким образом использовать их в конкретной ситуации. Отвечая на вопрос «почему?», он так или иначе поступает в конкретной ситуации в условиях выбора действий, социальный работник обосновывает свое поведение исходя из высших принципов. Подобного рода конфликты выступают в практической социальной работы как этические дилеммы. Этическая дилемма – это ситуация, в которой социальный работник стоит перед выбором двух равноценных возможностей. Необходимость выбора определяется тем, что субъекты социальной работы имеют разные, но имеющие одинаково важное значение, интересы, требования и ценности. К тому же личные и профессиональные ценности социального работника могут вступать в противоречие.
Известны следующие проблемные области, в которых возникают этические дилеммы.
1) испытание лояльности социального работника происходит на стыке конфликта интересов: самого социального работника и клиента; отдельного клиента и других людей; группы клиентов; группы клиентов и остальной части общества; систем учреждений и групп клиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различных групп профессионалов;
2) сам факт деятельности социального работника в качестве помощника и в качестве контролера. Выступая в роли контролера со стороны государства, социальный работник обязан осознать этические моменты этой роли и степень применимости ее в соответствии с основными этическими принципами социальной работы;
3) противоречие между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально. Проблема актуализируется в связи с использованием информационной технологии в сфере социальной работы.
Этические дилеммы создают для социальных работников значительные трудности. Так, например, социальный работник, считая независимость одной из базовых ценностей, любое влияние на поведение клиента будет считать недопустимым и противоречащим гуманистической структуре профессии.
Нередко в практике социальной работы встречаются этические дилеммы, связанные с конфиденциальностью и интересами общества; необходимостью говорить правду и интересами клиента; патернализмом и самоопределением; обязательством придерживаться законов и защитой клиента; принципом равенства и неравным распределением ограниченных ресурсов; соотношением между личными и профессиональными ценностями. Рассмотрим некоторые из них.
Конфиденциальность и интересы общества.
Среди социальных работников отсутствует единое мнение о том, в каких случаях возможно нарушение права клиента на сохранение и неразглашение сведений о себе. В то же время считается возможным нарушение конфиденциальности в исключительных случаях (например, когда имеется возможность нанесения вреда клиентом другому человеку и др.).
Необходимость говорить правду и интересы клиента.
Большинство социальных работников считают, что правдивую информацию нельзя искажать или скрывать от клиента, хотя некоторая часть социальных работников придерживается мнения о возможности отступления от этого правила в некоторых ситуациях.
Другие материалы:
Содействие занятости и трудоустройству молодежи. Молодежь
на рынке труда
Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабо ...
Государственное управление процессами занятости. Государственная политика и стратегия
занятости и ее приоритеты
Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состоя ...
Технологии невербальной коммуникации
Наравне с языком социально-культурную ценность у многих народов представляет накопленный ими феноменальный опыт невербальной коммуникации. К примечательным элементам коммуникативных технологий относится широко известная профессиональная, ...