Понятие личности. Теории изучения личности. Ролевая теория личности.
Страница 2

Социологическая информация » Социология - объект, предмет и культура социологической системы знания » Понятие личности. Теории изучения личности. Ролевая теория личности.

Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей).

Согласно Т. Парсонсу, любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) формализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно; 5) мотивацией.

Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфликтов. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них.

Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

Вхождение в социальную роль может быть затруднено особенностями личности, уровнем ее способностей, подготовленности, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружающими и другими моментами, возможно возникновение внутриролевых конфликтов. Исследование процесса адаптации молодого специалиста в трудовых коллективах показало, что внутриролевые конфликты возникают в связи с неподготовленностью выпускника к осуществлению организаторской, воспитательной работы в коллективе, отсутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую не соответствует ориентациям предприятия на использование молодого специалиста в первые годы на исполнительской и часто нетворческой работе и др.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Аннотация
Адаптация, воспитание, диагностика, исправительное учреждение, исправление, клиент социальной работы, консультирование, коррекция, пенитенциарное учреждение, перевоспитание, реабилитация, ресоциализация, социализация личности, социальная ...

Современный человек перед проблемами глобализации. Многомерный человек в условиях глобализации
Процессы, происходящие в обществе, позволяют отметить, что II половина XX века прошла под знаком триумфа информационно-телекоммуникационных инноваций, которые изменили облик мира и человека. Поэтому глобализацию следует рассматривать как ...

Мероприятия по социальному сопровождению семейно-брачных отношений. Формирования семейно – ориентированных социальных программ
Социальная защита семьи оказалась одним из наиболее слабых звеньев нашей перестройки. Разрушительные процессы в условиях переходного периода не обошли стороной сферу социальных гарантий, в то числе по обустройству детства, семьи. Бывшие ф ...