Исторические типы социальной стратификацииСтраница 1
Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации.
1. Рабство – крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других.
2. Каста – группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной, переход из одной касты в другую практически невозможен. В Индии было 4 касты, отделенных нормами ритуальной чистоты. Большие касты делились на подкасты. Характерной чертой кастовой системы была эндогамия (запрет неравных браков).
3. Сословие – группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия основывались на земельной собственности. Характерная черта сословия – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.
Своего совершенства сословный строй достиг в средневековой Западной Европе. Как правило, выделяется два привилегированных сословия - духовенство и дворянство - и третье, включавшее в себя все остальные слои общества.
4. Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:
1) Классы не опираются на закон и религиозные традиции, принадлежность к классу не связана с наследованием привилегий, закрепленных законом или обычаем.
2) Индивид может стать членом класса благодаря своим усилиям, а не только «получить» его при рождении.
3) Классы возникают в зависимости от разницы в экономическом положении групп индивидов, неравенства во владении и контроле над экономическими ресурсами.
4) В других стратификационных системах неравенство выражается, прежде всего, через персональные взаимоотношения долга и обязанностей – между рабом и господином, помещиком и крепостным. Классовые системы, напротив, функционируют через широкомасштабные связи имперсонального характера.
Понятие класса было введено в оборот французскими историками Тьери и Гизо в 18 ст. В современной социологии существует множество классовых концепций. Рассмотрим два основных подхода к анализу классов – марксистский и градационный.
1. Марксистский подход. Наиболее активно понятие «класс» используется марксистами, однако определения этой категории в работах К.Маркса нет. Главным классообразующим признаком по Марксу является собственность на средства производства.
Важнейшим проявлением классовых отношений была эксплуатация одного класса другим. На каждом этапе развития общества К.Маркс выделял основные классы, соответствующие данному способу производства (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, капиталисты и рабочие), и неосновные – пережитки старых или зародыши новых формаций (землевладельцы при капитализме). Деление общества на классы является результатом общественного разделения труда и формирования часнособственнических отношений.
По Марксу, класс в своем развитии проходит два этапа – от «класса в себе» до «класса для себя». «Класс в себе» представляет собой формирующийся класс, не осознавший свои классовые интересы. Второй – это уже сформировавшийся класс.
Градационный подход учитывает не один, а несколько критериев классообразования (род занятий, источник и размер дохода, уровень образования, стиль жизни).
Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наибольшее распространение получила модель Ллойда Уорнера. Он выделил три класса и по две страты в каждом классе.
Высший высший – династии (богатые семьи знатного происхождения).
Низший высший - люди высокого достатка, недавно разбогатевшие (нувориши).
Высший средний - высококвалифицированные лица, занятые умственным трудом, имеющие высокие доходы (юристы, врачи, научная элита, менеджеры), представители среднего бизнеса.
Низший средний – неквалифицированные “белые воротнички” (канцелярские служащие, секретари, кассиры, официанты), а также мелкие собственники.
Другие материалы:
Социальный феномен глобализации, как результат человеческой
деятельности
Развитие глобализации выдвигает новые проблемы в важнейших областях жизнедеятельности человека. Основной задачей данного параграфа является социально-философское осмысление форм влияния глобализации на экономику, политику и культуру.
Сог ...
Технология целевого программирования
Социально-педагогические программы (СПК) — комплекс задач и мероприятий, напр-ный на достижение конечной цели за счет целевого перераспределения и мобилизации ресурсов.
Соц-ное программирование — системное перераспределение ресурсов на ...
[14]
Приказ Министерства финансов РФ от 8 декабря 2006 г. № 168-н: «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
[15] Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. - 352 с.
[16] Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Смертность и продолжительность жизни. // Население России. – ...