Функции социальных конфликтов, их классификацияСтраница 2
В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:
• Личностный конфликт
— включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.
• Межличностный конфликт
— разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним
могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
• Межгрупповой конфликт
— это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.
• Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы
двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
• Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:
• Конфронтация —
пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.
• Соперничество
— борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.
• Конкуренция — особый тип конфликта, его цель — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Кроме того, есть конфликты типа схватки,
когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно
только на победу; дебатов,
где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; игр. если обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершаться разрушением всей структуры отношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.
Конфликт с точки зрения социологии — это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.
Возможны и позитивные, и негативные последствия социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта Заключаются в следующем; во-первых, конфликты способствуют разрешению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых. стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, конфликты дают возможность подавляемым группам занять более ДОстойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтующих групп, так как конфликтное взаимодействие — это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Конфликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.
Негативные последствия конфликтов более наглядны и очевидны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.
В заключение необходимо отметить, что для нейтрализации отрицательных последствий конфликтов в обществе формируются специальные институты, которые регулируют конфликты и вводят их в определяемые законом рамки. Так, институт политических партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конфликт между разными группами и слоями общества.
Другие материалы:
Государственная система охраны материнства и детства.
...
Социально-экономический статус
Для оценки статуса изучаемых слоев используем следующие признаки: владение производительной собственностью (капиталом), статус занятости, сектор занятости по форме собственности, социально-отраслевая сфера занятости, место в управленческо ...
Вербальная и невербальная коммуникация
Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.
Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — ...