Особенности социального сиротства в России на современном этапеСтраница 1
Последние годы характеризуются постоянным ростом численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно форме 103-рик (Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2008 г.), количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г. составило 2572 чел. (в 2006 г. – 2952, в 2007 г. – 2934) [25].
Количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1990 года по 2001 год постоянно возрастало, с 2001 года оставалось на стабильно высоком уровне (около 3000 детей в год). В 2008 году, по сравнению с 1990 годом, этот показатель в абсолютном значении вырос в 4 раза. Более того, так как общая численность детского населения постоянно уменьшается, при относительном перерасчете показателя выявления детей, оставшихся без попечения родителей, просматривается очень неблагоприятная тенденция. Так, в 1991 году на 10 тыс. детского населения выявлялось примерно 7 детей, оставшихся без попечения родителей, а в 2008 – 39 детей (в 2006 году – 44 ребенка, в 2007 году – 43 ребенка). При этом относительный показатель (при расчете на 10 тыс. детей) вырос в 5,5 раз [29].
Однако данный показатель не может в полной мере оценивать деятельность различных органов и организаций, т. к. его нельзя трактовать однозначно. Увеличение/уменьшение данного показателя может свидетельствовать как о хорошей работе специалистов по организации выявления, так и о недостаточной работе в этой сфере. При отсутствии четко разработанных критериев, с целью уменьшения значения данного показателя, факты оставления ребенка без попечения родителей могут не всегда регистрироваться.
Наибольшее количество детей, находящихся под опекой, зарегистрировано в Южном (1,7 тыс.), Восточном (1,4 тыс.), Юго-Восточном, Северо-Восточном и Северном (по 1,3 тыс.) административных округах. Из общего числа детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, 2,8 тыс. детей – круглые сироты в возрасте до 18 лет [29].
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.99 г. №199 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)» подопечные дети обеспечены государственным пособием (на питание, на текущее обеспечение мягким инвентарем, одеждой и обувью). Назначение и прекращение выплаты денежного содержания на опекаемых детей производится на основании постановления органов опеки и попечительства районных Управ и осуществляется централизованными бухгалтериями окружных управлений образования. По данным Комитета образования на начало 2008 года таких детей, получателей пособий было 7949 чел. (на начало 2007 года -7717 чел.). Подопечные дети, на которых не распространяется положение вышеназванного приказа, получают пособия через органы социальной защиты [36].
Воспитание и обучение 3,1 тыс. детей-сирот обеспечивает сеть государственных детских домов и интернатских учреждений в системе Комитета образования, 1,0 тыс. из них – это дети с ограниченными физическими возможностями, находящиеся в интернатах вспомогательного типа. Для детей-сирот – выпускников интернатских учреждений образования и социальной защиты населения установлена единовременная компенсационная выплата, размер которой в 2008 г. составляет 12 тыс. руб.
Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей, лишившихся родительского попечения при живых родителях, – социальных сирот. Социальное сиротство – одна из проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом и государством в России.
Термин «социальное сиротство», широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления.
В настоящее время Россия страдает от экономических и социальных неурядиц вследствие происшедших в последние годы значительных перемен. Как и во многих других странах, вступивших в строительство посттоталитарного общества, правительству России приходится уделять первостепенное внимание сохранению основ Государства, экономическому развитию и национальной безопасности. Первые шаги по пути к развитой рыночной экономике сопровождаются отменой или сокращением социальных льгот, присущих прежней системе, что вступает в противоречие с основной функцией Государства – социальной защитой населения. Рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей. Такое состояние, в свою очередь, подспудно изменяет общественное сознание. Главенствующими становятся интересы индивидуального выживания, тогда как социальные и духовные потребности, в том числе и забота о детях, отодвигаются на второй план. Особенно чувствительны к этим деструктивным процессам представители наименее социально защищенных слоев общества [22].
Другие материалы:
Признаки социальных институтов.
Семья
Образование
Государство
Экономика
Религия
I. Кодекс устный и письменный.
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения
учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся
конституция
Статус ...
Цели и задачи государственной семейной политики в
России и за рубежом
Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содейс ...
Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной
системе
Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в сложной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешить возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут б ...