Основные направления
социальной политики. Социальный риск и социальное страхованиеСтраница 2
Изучение и прогнозирование возможных социальных рисков осуществляется с использованием следующих показателей:
- средней продолжительности рисковой ситуации (периода между ee наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);
- частоты наступления рисковых ситуаций;
- степени социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;
- объема материальных затрат на компенсацию всех страховых случаев.
По степени опасности социальные риски классифицируются: на низкие, предполагающие добровольное страхование, и высокие, предполагающие обязательное страхование.
В социальном страховании сочетаются экономические и социальные элементы защиты, обеспечивающие застрахованному лицу компенсации утраченного трудового дохода или дополнительных, непредвиденных расходов.
На практике сложились три основные формы (институты) социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь (оказываемая государством и муниципалитетами) и частная страховая инициатива и социальные услуги, оказываемые фирмами.
Преимущество системы социального страхования перед другими формами коллективного социального обеспечения – социальной помощи и внутренними корпоративными системами – состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены в процесс резервирования страховых накоплений (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности выплат, защите их от произвольных решений органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих конституционных прав.
На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится около 60—70% всех затрат на цели социальной защиты, что соответствует 15—25% ВВП, в РФ эти цифры составляют соответственно 45% и 7,3% ВВП.
Действующая система социального страхования в России имеет черты, характерные для социальной помощи, а не страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень социальных выплат явно недостаточен и не соотносится с размером вносимых страховых взносов. Законодательно система социальной защиты еще только формируется. Система социального страхования и система социальной помощи окончательно не разделены.
Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и системы социальных гарантий, широко используемые в развитых странах, в России имеют характер отвлеченных категорий, а не практических регуляторов социальной защиты населения. В системе страхования РФ существуют серьезные недостатки: это, прежде всего, незаинтересованность работодателей и работников в своевременной уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, значительное отставание в создании экономических условий для формирования новых механизмов социальной защиты, наличие теневого рынка труда и доходов, наличие крайне высокой и необоснованной дифференциации в оплате труда в разных отраслях экономики и т.п.
Другие материалы:
Территориальные социально-культурные общности
В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и т ...
Финансовый ресурс
Понятие финансово-экономического ресурса представляет собой сердцевину ресурсной базы социально-культурной деятельности.
В современной практике финансирования социально-культурных учреждений государственного, муниципального подчинения со ...
Ценностные ориентации современного подростка. Книжная
культура и развитие личности подростка в современной России
Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности ...