Ценностные ориентации современного подростка. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России
Страница 3

Социологическая информация » Актуальные проблемы подростковой субкультуры » Ценностные ориентации современного подростка. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, А. Кристи и др.

С современными подростковыми книгами дело обстоит иначе. Классическая литература особенно зарубежная, в чтении современного подростка почти не присутствует. Зато в репертуаре чтения подростков широко присутствуют детективы для детей и взрослых, например, романы Д.Донцовой, Н.Куликовой.

За редким исключением подростки совсем не знают произведений современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений, вводящих ребенка в современный мир (так называемой «социально-критической» детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают.

Среди негативных процессов, происходящих в современном подростковом чтении, - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западной массовой культуры низких художественных достоинств – «кича (китча)», «чтива», «паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней библиотеки.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все больше видно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками.

В будущем обществе чтение и «человек читающий»[33], возможно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. И сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством. В Рекомендациях парламентских слушаний 2003 год был объявлен Годом Чтения в России. Позже, в декабре 2004 года супруга президента РФ Людмила Путина приняла участие в работе «круглого стола» на тему «Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы», организованного региональным общественным фондом «Центр развития русского языка».

Среди возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации назывались как очевидные, но слишком неконкретные – «необходимость заинтересовать школьников», так и возможные практические шаги - организация книжных кафе, библиотек в соседстве с привлекающими молодежь местами досуга. Но это только первые шаги по пути преодоления актуальной проблемы чтения подростков и детей.

Проблемами подросткового чтения озабочены и преподаватели в школах. Из данных интервью, проведенного в декабре 2006 года, в 14 школе г.Киров, с преподавателем русского языка и литературы Слободиной Ириной Валентиновной, выяснили, что проблема детского чтения в данной школе есть, но не носит тотальный характер. Преодоление падение книжной культуры Ирина Валентиновна видит в приобщении школьников к посещению библиотек, а также к участию в различных творческих заданиях, литературных вечерах, приуроченных к различным событиям, для того чтобы подростки читали не только великих классиков, но и современных авторов.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Реализация национального проекта "Здоровье" в Кировской области в 2009 году
Приоритетный национальный проект "Здоровье" в Кировской области реализуется с 2006 года. За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбу ...

Измерение и пути преодоления бедности
Отмена, начиная с 2005 года, обязательной экспертизы федерального центра на проекты региональных законов о потребительских корзинах может привести к утрате сопоставимости потребительских корзин, а, следовательно, и уровней бедности в разн ...

Социальное действие
Соц. действие – локализованный в пространстве и времени Конкр. акт деятельности общественного субъекта по преобразовании соц. действительности в соот. со своими потребностями, интересами, целями. Вебер выделил следующие типы соц. действия ...