Н. И. Кареев в истории социологииСтраница 1
Николай Иванович Кареев (1850 – 1931) – выдающийся российский историк и социолог, общественный деятель, педагог, «пионер русской социологии» (М. М. Ковалевский). Родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Благодаря уже первому своему труду – магистерской диссертации «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (М., 1879) – Кареев приобрёл широкую известность в российской и мировой исторической науке и по праву считается одним из основоположников русской исторической школы. В начале 80-хгг. Кареев – профессор Варшавского университета. С 1885г. он преподавал в Петербургском университете и других столичных учебных заведениях. Большое внимание Кареев уделял вопросам самообразования: начиная с «Писем к учащейся молодежи о самообразовании», он опубликовал серию работ по этому поводу, вызвавших живой и широкий отклик. В 80-90-е гг. Кареев разрабатывал свою философско-историческую и социологическую теорию. Первым в истории российской социологической науки он с 1891 г. начал читать систематический курс социологии. Им написано первое в России учебное пособие по социологии «Введение в изучение социологии» (1897). В 1899 г. по политическим причинам Кареев был изгнан из университета и вернулся туда только в 1905 г. Избирался депутатом I Госдумы от партии кадетов. После октябрьской революции, воспринятой им как объективный и неизбежный факт, Кареев публиковал только чисто исторические работы. В 1929 г. Кареев был избран почётным членом АН СССР. Последние месяцы его жизни были омрачены вздорными политическими обвинениями в рамках разоблачения «вредительской» деятельности «буржуазных» историков. Потрясённый «новой моралью», Кареев направил письмо протеста в Академию наук. Но кого уже могли в чём-то убедить письма «буржуазного учёного»?
Научное наследие Кареева огромно. Оно включает (вместе со значительным количеством ещё не опубликованных работ) свыше 450 названий. В социологическом плане наиболее значимы следующие его исследования: «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Историология» (1915), «Общие основы социологии» (1918) и др. Преодолевая характерную для российского обществоведения публицистичность, Кареев стремился к чёткому оформлению социологии как особой науки и системы знания, разработке её категориального аппарата, определению её места среди других социальных наук.
Обычно социологическую концепцию Кареева считают позитивистской, но это не совсем так. Считая позитивистскую методологию наиболее адекватной для построения научной социологии, к конкретным идеям основателей позитивизма Кареев относился, примерно так же, как и его единомышленники по субъективной школе. В социологии О. Конта, подчёркивал учёный, необходимо отличать замысел от исполнения. Замысел программы Конта – открытие законов, управляющих социальными явлениями, – имеет непреходящее значение, исполнение же оказалось неудачным. Конт не смог создать социальной науки потому, что, во-первых, от биологии сразу перешёл к социологии, минуя психологию. Во-вторых, Конт отождествил эволюцию с одной из её сторон, историей миросозерцания, и, хотя он стремился изгнать метафизику, оказался в метафизической ловушке конструирования истории[1].
В молодости на Кареева значительное влияние оказали взгляды радикального крыла русской интеллигенции, особенно Д. И. Писарева. Как социолог Кареев, развивался в русле идей Н. К. Михайловского и особенно П. Л. Лаврова, с которым его связывали тесные дружеские отношения. Однако при общности исходных идей он занимал, достаточно самостоятельную позицию в рамках субъективной социологии, лидером которой в 80-90-е годы стал.
В той или иной форме Кареев отозвался фактически на все социологические достижения своего времени. Его с полным правом можно назвать одним из первых историков мировой и российской социологии. Существующие социологические подходы Кареев классифицировал на четыре направления: органическое, дарвинистическое, экономический материализм, социально-психологическое. Последнее направление противопоставляется остальным как натуралистическим.
Другие материалы:
Практические задачи
1 На уровне здравого смыла мы делим факты на:
а) биологические (сон еда, дыхание);
б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);
в) социальные…
Приведите 4-5 примера социальных факторов.
Под социальным фактом понимается в обще ...
Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
Как обширная общественная практика социально-культурная деятельность содержит в себе огромное количество составляющих. Многочисленные области проявления этой деятельности в жизни общества объективно связаны с необходимостью разработки и п ...
Компьютер в медицине.
Компьютеры находят широкое применение не только в учреждениях и на промышленных предприятиях, но и в медицине. Врачи, сёстры, а также фармацевты и представители других медицинских специальностей рассматривают компьютер как неотъемлемый ин ...