Теоретико-методологическое обоснование специфики русской субъективной школы
Н. И. КареевымСтраница 2
Социология, согласно Карееву, изучает общество как таковое в номологическом плане, являя собой общую теорию социального. Однако представления русского ученого о предмете социологии эволюционировали, как и его концепция в целом. Так Кареев подчеркивал, что предметом социологии является «социальная организация, регулирующая отношения индивидуумов и соединяющая их кооперацией»[9]. Очевидно наличие оценочных элементов в этом определении. Далее оценочность полностью снимается: « .социология есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы всё это ни существовало и ни происходило»[10].
Социальная организация, отмечает Кареев, может изучаться с трёх точек зрения – экономической, политической и юридической. При этом из ранних трудов социолога, при всех его оговорках, можно заключить, что социология есть простая сумма соответствующих наук или, по крайней мере, сводка их наиболее значимых результатов. В дальнейшем исследователь уточнял свою позицию в сторону большей ее чёткости, подчеркивая синтетический характер социологического знания. Уже во «Введении в изучение социологии» отмечается, что «социология не может быть простым механическим соединением общих теорий политики, юриспруденции и экономики», поскольку она изучает «не три различные предмета – государство, право и народное хозяйство, а один предмет – общество». А в «Общих основах социологии» три стороны организации рассматриваются уже как три ряда параллельных явлений, где личность берется в трех разных аспектах: гражданин (политика), субъект или объект (право), производитель или потребитель (экономика). Задача социологии – интегрировать выводы специальных общественных наук, постичь «законосообразность общего социального консенсуса», показать, какие взаимоотношения и взаимодействия происходят в обществе, взятом в его цельности в контексте эволюции социально-культурных форм. Названные виды организации – это стороны (или строй) целостной структуры общества, к тому же опосредованной духовной культурой в её разнообразных и многосложных проявлениях[11].
Что касается соотношения историологии и социологии, то у Кареева мы так и не находим однозначного ответа. В принципе, историология, будучи изучением социальной динамики, есть часть социологии. Признавая это, Кареев тем не менее очень неохотно отдает её социологии. Социология, считает ученый, больше интересуется результатами социальных изменений, тем, что получилось, историология же – тем, «как эти результаты получились, или процессами, изменяющими строение, формы общества»[12]. Очевидна искусственность этого разграничения, видимо, понятная и Карееву. Кто против умножения наук, замечает он, может включать историологию в социологию, конкретно – в социальную динамику, «но пусть последняя подразделяется на динамическую морфологию общества, изучающую его изменения в их результатах, и на историологию, изучающую процессы, результатами которых являются, между прочим, и эти изменения»[13].
В ранних работах Кареев чётко обозначает практическую функцию социологии, которая, открывая, социальные законы, должна учить тому, как сознательно ориентировать социальную жизнь в должном направлении. В поздних же трудах, вероятно, не без влияния неопозитивистской критики, акцент у Кареева значительно метается. Социология, подчеркивает он, лишена прикладного характера, и если она желает быть наукой, то не только не должна решать вопросов о наилучшем устройстве общества, но и вообще не должна их ставить[14].
Ключевым принципом концепции Кареева является анализ психологической основы социальной жизни. «Поскольку, – отмечает социолог, – общественные явления немыслимы там, где не существует духовной жизни, мы обязаны видеть в явлениях социальных продолжение и осложнение явлений психических», а потому «между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную» как «истинную основу социологии»[15]. Кареев внёс значительный вклад в становление и развитие социальной психологии, суть которой он видел в том, что она комплексирует в типичные образования индивидуальные (интраментальные) духовные процессы в форме интерментальных (межличностных) фактов, и с этого рубежа начинается переход к собственно социологии. Логика Кареева такова: психическое взаимодействие порождает психический обмен, обмен – традицию, а прочная традиция – историю в форме эволюции социальной организации, экстраментального мира. В коллективной психологии социально-культурные формы как бы оживляются.
Другие материалы:
Основные направления
деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних
Социальный педагог - это профессионально подготовленный специалист в области отношений в социуме. Его работа направлена на все категории населения людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личн ...
Анализ демографических показателей Тарусского района
Население в Тарусском районе Н-ской области в данном году 87000, в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 25200. В райцентре г. Тарусе проживает 36500 человек. Остальное население в районе – сельское. Район преимущественно сельскох ...
О положении детей-инвалидов в Республике Саха (Якутия)
В условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации по всей стране, связанной с резким снижением рождаемости и увеличением смертности, сокращением средней продолжительности жизни, охрана здоровья подрастающего поколения являются од ...