Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и
интерпретация основных понятий. Понятие семьи, ее роль в
обществеСтраница 1
Семья – это главная ячейка общество, социальный институт и малая социальная группа.
Выражение «семья – ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это выражение отражает, что семья является своего рода «клеткой в организме общества». Семья является основополагающей ячейкой общества еще и потому, что именно здесь складываются те модели отношений между людьми, которые, затем, переносятся в другие сферы жизни общества.
Безусловно, семья является социальным институтом, так как сохраняет в себе устойчивые, исторически сложившиеся связи.
Семья является и малой социальной группой, согласно представлениям американского социолога Ч. Кули (ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей).
Семья – это сложное социальное образование, которое можно определить как исторически сложившуюся систему взаимоотношение между супругами, родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.
Важно понимать, что семья в философско-этическом смысле является тем место, где человек проявляет себя альтруистически, то есть готов идти на определенные уступки и брать на себя ответственность для обеспечения благополучия других людей.
Роль семьи в современном обществе определяется системой функций, которые этот социальный институт выполняет.
Строгой классификации функций семьи нет, но большинство исследователей отмечают как наиболее важные следующие функции:
1. репродуктивная – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
2. воспитательная – духовное воспроизводство населения, формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи;
3. хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми, ведение домашнего хозяйства;
4. экономико-материальная – поддержание одних членов семьи другими;
5. организация досуга (рекреационная функция) – поддержание семьи как целостной системы, совместный отдых членов семьи;
6. функция социального контроля – ответственность семьи за поведение отдельных ее членов;
7. эмоциональная – удовлетворение ее членами потребностей в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;
8. сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей членов семьи (супругов), при этом очень важно, чтобы семья регулировала сексуальное поведение ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
В целом, функций у семьи столько же, сколько существует потребностей у ее членов, так как каждая потребность создает необходимость ее удовлетворения.
Функции семьи определяют ее важную роль как основного субъекта воспроизводства населения. Несмотря на альтернативные способы рождения детей (суррогатное материнство, клонирование и др.), семья не утратила своей определяющей для всего общественного развития роли, так как помимо непосредственного рождения новых людей, только семья может наделять их определенными социальными характеристиками и позволяет им в полной мере усваивать те ценности и установки, которые приняты в данном обществе.
Функции семьи и ее роль складывались в течение истории всего человечества.
История эволюции семьи и брака – важная часть в исследовании института семьи в целом, и отдельных аспектов его функционирования на современном этапе.
В настоящее время существует несколько основных подходов к изучению брака и семьи.
Естественно, что эта проблема интересовала еще мыслителей Древнего Мира.
Например, у знаменитого древнегреческого историка Геродота в его фундаментальном труде «История», отмечалась идея группового брака, который указывал на общность жен у целого ряда народов.
Платон продвигал идею о патриархальности семейного уклада жизни, его идеи о семье развивал и Аристотель, как отвечающие природе человека.
В XIX веке серьезными прорывами в исследовании семейно-брачных отношений были такие труды как вышедший в 1861 году труд швейцарского историка И. Бахофена «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» и вышедший в 1865 году труд шотландского юриста Дж.Ф. Мак-Леннана «Первобытный брак».
Новаторство в идеях Баховена представляет его концепция гетеризма, которая основана на материнском праве, утверждении, что все народы на пути к моногамии прошли через стадию гинекократии (или матриархата) при котором существовало высокое положение женщин в обществе. Таких же взглядов придерживался и Мак-Леннан.
Идеи исторического развития семьи нашли отклик и в работах таких исследователей как Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс.
В их работах «Древнее общество» (Морган) и «Происхождение семьи, государства и права» (Энгельс) в качестве причины, по которой произошел переход от материнского рода к отцовскому и возникла моногамная семья, был переход от коллективной собственности к частной.
Другие материалы:
Культурные универсалии и многообразие культурных
форм
Культурные универсалии
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
· совместный труд
· спорт
· образование
· наличие ритуалов
· системы родства
· правила взаимодействия полов
· язык
· и т.д.
Возникнов ...
Результаты исследований металлической субкультуры (на примере металлистов
г. Владивостока). Результаты исследования металлической
субкультуры методом фокус-групп
1
Говоря о субкультуре, группа моложе 20 лет (в дальнейшем А группа), высказываются, прежде всего, о некоей общности людей, объединенных общими взглядами на жизнь: "… другое общество, которое не принадлежит…"
Подчеркивается мо ...
Усыновление. Опека / попечительство
"Детские беды, в том-то и вся сложность, не подзарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где на каждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства, тут требуются от всего нашего об ...