Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима
Термин «Тюрьма» происходит от немецкого «der Turm» башня. В конкретном смысле так называется изолированное от внешнего мира и охраняемое здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговору суда или по распоряжению административной власти.
Со средних веков выделялись следующие виды тюрем:
Для отбывания наказания за менее тяжкие проступки, арестантские отделения, смирительные дома, каторжные, предварительного заключения, пересыльные, военные, для несовершеннолетних и женщин, для больных, политические и для военнопленных (концентрационные лагеря), для несостоятельных должников.
По мнению Р.Ю. Виппер, развившееся после крестовых походов нищенство послужило толчком для учреждения в Европе первых смирительных домов (нем. Zucthauser) в Лондоне в 1550 г, в 1588 г в Амстердаме и для нищих детей в Нюрнберге. Именно нищенство было первым негативным социальным явлением, профилактикой от которого было лишение свободы и которое рассматривалось как следствие неспособности отдельных людей к регулярному, систематическому труду.
Используя уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, регламентирующее организацию социального процесса по исправлению преступников в исправительных учреждениях (Далее ИУ) Государственного Учреждения Федеральной Службы исполнения наказания России , мы попытаемся осветить состояние проблемы на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы.
Уголовно-исполнительное законодательство не только провозглашает задачу по охране прав, свобод и законных интересов осужденных, но и гарантирует обеспечение их правового статуса, определяя в настоящем Кодексе их права и обязанности, контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления, суда, прокуратуры за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. При этом закон чётко определяет, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством России.
Понятие исправления трактуется по-разному. Как подчеркивает И.П. Башкатов, что в основе исправления личности лежит самоискупление – раскаяние и самоосуждение, терпеливое перенесение наказания, установка на правоправное поведение, поскольку многие отбывшие наказание не только не раскаиваются, но и еще больше утверждаются в своих криминальных намерениях. Идея пенитенциарности возникла в США как противопоставление внутреннего внешнему. Пенитенциарность – это исправление преступника через его раскаяние.
Стратегическая задача исправительного учреждения – оторвать преступника от условий криминализации, обусловленной его связями с антисоциальным окружением и формированием установки на противоправное поведение.
Практика работы с осужденными в мужской исправительной колонии общего режима показывает, что чаще всего сотрудники социально ориентированных подразделений исправительных учреждений общего режима (воспитательный аппарат, группа социальной защиты, психологические лаборатории) имеют дело с людьми, преступления которых отражает не устойчиво отрицательную позицию личности, а скорее неумение человека найти социально позитивные и личностно приемлемые способы приспособления в совершенно новых социально-экономических условиях. (То есть, с представителями так называемых маргинальных слоев). Эта категория населения графически находится между категорией, образ жизни которой не приведет с необходимостью к конфликту с законом и такой категорией, образ жизни которого с необходимостью связан с нарушением закона.
Проблема наказания людей, нарушающих закон, волнует человечество с давних пор.
Система исполнения уголовных наказаний ориентирована на две основные задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания. Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до трех лет с момента освобождения. При этом большая часть преступлений совершается в первый год после освобождения, это около 52,4%, в дальнейшем интенсивность рецидива постепенно снижается.
В условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная реабилитация. Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.
- Состояние проблемы на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России. Характеристика основных нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих организацию социал
- Тюремное заключение как способ изоляции от общества
- Основные подходы организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Технология организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях
- Семья осужденного как путь реабилитации осужденного
- Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными
- Организация взаимодействия пенитенциарных учреждений с гражданскими социально-педагогическими службами
- Заключение
- Приложение
Другие материалы:
массовой коммуникации.
Социальный стереотип
Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь ...
Функции социальных конфликтов, их классификация
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в развитии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, вых ...
Культурный релятивизм, этноцентризм
Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единен ...