Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома. Социализация, как социально-педагогическая категория
Страница 2

Социологическая информация » Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания » Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома. Социализация, как социально-педагогическая категория

Для характеристики процесса социализации важно рассмотреть соотношение понятий – развитие, социальное воспитание и социализация.

Развитие – это процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Это сложный процесс, происходящий под влиянием как внешних (среда, воспитание), так и внутренних (биологические, наследственные) факторов.

Социальное воспитание – это процесс формирования социально-значимых качеств [13].

Социализация – это двусторонний процесс, с одной стороны, человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т.д.); с другой стороны воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям [24].

Развитие, социальное воспитание и социализация взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Социализация – это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения [31].

Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации:

1. Г.М. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии.

2. Психолого-педагогическая возрастная периодизация (младенчество от 0–1, раннее детство от 1–3, дошкольный возраст от 3–6, младший школьный возраст 6–7 – 10–11, подростковый возраст 11–12 – 14–15, юность 15–16 – 21–23 и т.д.)

3. А.В. Петровский считает, что развитие личности может быть понято как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение макрофаз описывает жизненный путь человека: детство – адаптация, отрочество – индивидуализация, юность – интеграция. Эти же фазы можно разделить в рамках каждого возрастного периода, в различных сферах жизнедеятельности человека [26].

Агенты социализации – люди, оказывающие непосредственное влияние. Например, в раннем возрасте агентами являются родители, братья и сестры, бабушки, сверстники. Важно знать, кто влияет и как влияет (позитивно или негативно), какие агенты наиболее значимы в том или ином возрасте, ситуации.

К средствам социализации относятся: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы воспитания в семье, школе; продукты материальной и духовной культуры; санкции (формальные и неформальные) [19].

К механизмам социализации относятся: социально-психологические и социально-педагогические. К социально-психологическим механизмам можно отнести:

1. Импритинг (запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импритинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.

2. Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

3. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.

4. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой.

5. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между несколькими «Я» человека.

К социально-педагогическим механизмам можно отнести следующие:

1. Традиционный – в семье, усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны доя семьи и ближайшего окружения.

2. Институциональный – действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества (образовательные, досуговые). В них происходит накопление опыта социально-одобряемого поведения, а также приобретение опыта имитации такого поведения.

3. Стилизованный – действует в рамках субкультуры.

4. Межличностный механизм реализуется в общении человека субъективно значимыми людьми.

В структуру механизма социализации включают: субъектов социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объектом социализации (получателей помощи), формы взаимодействия–средства социализации [12, 29]. Английский социальный психолог М. Аргайл выделяет следующие механизмы социализации: методы поощрения и наказания, мотивацию, потребности, которые А. Маслоу разделил на базисные и метопотребности (производные); приспособление; социальную активность; ролевое общение. Выделяют психологические, социально – психологические механизмы социализации, социально-педагогические механизмы: традиционный (стихийный), институционный, стилизованный, межличностный [16].

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Методологические принципы Вебера
Вебер формулирует ряд методологических принципов, на которые, по его мнению опирается социологическое знание : 1. требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращени ...

Призрение в России как социальное явление. Специфика трудовой помощи.
Трудовая помощь - емкое, многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый комплекс мер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению "к честной трудовой жизни" нищих и безработных, тунеядцев и простит ...

Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 года
В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (на 121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (на 99220 детей ...