Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома. Социализация, как социально-педагогическая категорияСтраница 3
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизированный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет в сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизированный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма [29, 13].
Итак, социализация – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [10].
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, индивидуализация, персонализация. Одновременно они являются диалектически взаимосвязанными этапами социализации, которые проходит человек на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающей средой. Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком норм, ценностей, стереотипов, готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с культурой, адаптацию к социуму, но и формирование в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками собственного стиля жизни и субъективного социального опыта. В процессе социализации ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт.
В первом случае вероятность становления ребенка как субъекта развития более вероятна, во втором – отрицательный опыт (асоциальный, антисоциальный) превращает ребенка в жертву социализации, в управляемого объекта спонтанных и стихийных влияний [14].
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используются в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным [3].
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит её приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающая система, как продукт самовоспитания [18].
Эти два подхода в определённой степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдаётся первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).
Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняет тем, что многими исследованиями и практиками не осознан двусторонний характер социализации.
Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает социальный опыт путём вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам [13, 23].
Другие материалы:
Социальные свойства организаций. Их признаки.
Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.
Свойства
Признаки
Общественный инструмент
Человеческая общность
Без ...
Приложения
Приложение 1
Результаты социологического опроса.
Опрос проводился с 15 по 30 апреля 2009 года среди учеников 9-го и 11-го классов средней общеобразовательной школы города Кирова №22. Возраст опрошенных – от 14 до 16 лет. Общее количеств ...
Институт Общественной палаты в России на примере Федеральной и Региональных
Общественных палат
Региональные законодательство, регулирующее деятельность общественных палат, существует в 33 субъектах Российской Федерации. Региональные общественные палаты существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях ...