Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. Разрядность культурной деятельности по Н. Данилевскому
Страница 1

Социологическая информация » Типология культуры в работах П. Сорокина и Н. Данилевского » Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. Разрядность культурной деятельности по Н. Данилевскому

Формирования проблемы типологии культуры кроется в поиске ответа на вопрос: есть ли единство многообразия культур, существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре? В ответе на этот вопрос Н.Я.Данилевский занял отрицательную позицию. Им была создана концепция локальных "культурно-исторических типов", которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Однако выдающейся заслугой Н.Я.Данилевского является то, что,осущест-вляя типологизацию культур, он одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры. Хорошо осознавая, что деятельность ставшего, а тем более развитого до современного уровня человека (человечества) не может быть однородной, а реализуется, дифференцируясь на различные виды, Н.Я.Данилевский основной критерий своей типологии культур видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного (или определенных) видов деятельности, создающих доминирование соответствующих этому (этим) виду деятельности культурных ценностей. Сходство, общность в доминировании того или иного вида деятельности и его результатов позволяют объединить те или иные культуры в некоторую группу культур, т. е. отнести их к какому-то определенному типу культуры. На основе исторического материала Н.Я. Данилевский проанализировал известные культурно-исторические типы и выделил четыре основных направления, так сказать поля деятельности, развития цивилизации:

1. Он выделяет, во-первых, деятельность религиозную, объемлющую собой отношение к Богу (на современном научном языке — религиозно-мировоззренческую деятельность). По его мнению она лежит в основе нравственной и всякой другой деятельности.

2. Другой вид деятельности, рассматриваемый как некий самостоятельный, — это, по выражению самого Данилевского, собственно культурная деятельность, объемлющая отношение человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах. В этих формообразованиях собственно культурной деятельности у Данилевского заложено и легко просматривается структура культуры.

3. Третий вид самостоятельной деятельности, выделяемый Данилевским, — политическая деятельность (деятельность "вокруг" власти, по поводу власти), включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. Наконец, четвертый самостоятельный вид деятельности — деятельность экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

Разрядность культурной деятельности по Н.Я.Данилевскому

Разряд культурной деятельности

Характеристика

Религия

Отношение человека к Богу, восприятие народного как части неделимого целого человека с Богом. " .народное мировоззрение <…> как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности"

Культура

Отношение человека к внешнему миру. Подразделяется на три вида: теоретическое – научное, эстетическое – художественное и техническое – промышленное. Человек рассматривается как объект изучения

Политика

Отношения людей между собой в рамках народности и отношение народов между собой

Общество, экономика

"Отношение людей между собой не непосредственно как личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира"

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Организационно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области. Нормативно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области
Социальная работа с пожилыми людьми имеет нормативно-правовую базу, которая служит основой для социальной защиты и социального обслуживания данной категории населения. Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожил ...

Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе
Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так как в разных странах создана своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт рабо­ты с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрора ...

Исторические типы стратификации
1. Рабство (экономическая, юридическая и социальная форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства). 2. Каста (страта, членом которой человек становиться от рождения, иерархически образованы). 3. ...