Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная
деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе
знанийСтраница 27
Свою задачу инициаторы введения новой специальности изначально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским традициям, авторы вновь и вновь пытаются проследить и осмыслить огромный путь в пространстве и времени, пройденный Россией, в области просвещения, досуга, творчества - от разрозненных, эпизодических форм к внедрению общественно значимых программ и систем.
Пытаясь сегодня вернуть и возродить часть отвергнутой, но не утраченной навсегда российской культуры, мы стремимся осмыслить и наполнить современным содержанием понятия, казалось бы, навсегда исчезнувшие из нашего лексикона: «странноприим-ницы» и «сиропитательницы», «доброхоты» и «меценаты», «милосердие» и «филантропия», сделать их одними из базовых, родовых в содержании современного социально-культурологического образования.
Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически в каждой из специальностей, которыми вуз культуры вооружает своих выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в самых различных областях современного социума (учебного, досугового, производственного и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист - хореограф, постановщик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или ансамбля, режиссер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.
В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социальных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравственным, воспитательным смыслом.
При изучении курса, освоении профессиональных знаний, умений и навыков важно научиться ориентироваться в характерных особенностях социально-культурной ситуации, в закономерностях её возникновения и возможных последствиях, выстраивать в процессе её развития возможные варианты поведения субъектов и межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств и понятий, с которыми эта ситуация прямо или косвенно связана. Особенно велика роль ситуационного мышления организаторов, педагогов благодаря которому они лучше понимают, какие приемы, методы и технологии будут в большей степени способствовать достижению цели в конкретной ситуации.
Как видим, ситуационный подход в равной степени значим как для управленческих, так и для технологических аспектов социально-культурной деятельности. Каждая из социально-культурных технологий, каждый из методов управления имеют свои сильные и слабые стороны в той или иной ситуации. Отсюда необходимость своевременного предвидения вероятных последствий их применения, и положительных, и отрицательных.
Кардинальное обновление всех сфер жизни чрезвычайно обострило дефицит духовной культуры, той культуры, которая, наряду с физическим развитием, призвана служить фундаментом, конструктивной основой социализации личности.
Другие материалы:
Современные формы семьи
Как вы будете жить, — вы решите сами. Но познакомиться с разнообразием современных форм семьи, видимо, необходимо: что-то вы единодушно отвергнете, а что-то, заинтересует или, по крайней мере, заставит задуматься.
Традиционная семья
(гр ...
Разновидности распада молодой семьи, их особенности в различных странах и
их последствия
Семья – базовая ячейка общества. Современная ситуация в мире (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила ее ...
Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
Семейная экономика – это специфическая область изучения и исследований, поскольку здесь чисто экономические отношения тесно переплетены с социальными, психологическими, нравственными отношениями.
Субъектом является семья как тесная социа ...