Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Страница 25

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Многочисленные социальные инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными усилиями людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность современных институтов социально-культурной сферы - клубов, театров, парков, музеев, художественных студий и т.д.

Социально-культурная среда в настоящее время далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.

Современная социально-культурная ситуация

Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения.

Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, правомерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка времени (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуация выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым.

Исследования культурологов, социологов, педагогов, психологов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоев населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивности, напряженности - с другой.

До сих пор не разработаны и не реализованы провозглашенные в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» государственные гарантии общедоступности учреждений культуры для населения, пользования культурными ценностями и благами для социально незащищенных слоев населения.

Общество оказалось неспособным защитить ребенка от насилия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в условиях стабильной социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потребности. Высокими темпами растет подростковая преступность. Статистика свидетельствует: в России, по данным на конец XX столетия, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, детдомах-интернатах для инвалидов воспитывалось свыше 140 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90% воспитанников поступали в детские дома из семей, где родители полностью деградировали.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30


Другие материалы:

Понятие и сущность социальных классов
Социальный класс - одна из центральных проблем социологии, которая до сих пор вызывает разноречивые мнения. Класс понимают в двух смыслах - широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющи ...

Анализ теорий профессионального становления личности
Понять личность можно в ее предметных, социальных связях, которые изменяются и развиваются в реальных жизненных циклах. Личность, как отмечал Б. Г. Ананьев, всегда моложе "индивида" в одном и том же человеке. История личности ли ...

Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий. Понятие семьи, ее роль в обществе
Семья – это главная ячейка общество, социальный институт и малая социальная группа. Выражение «семья – ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это в ...