Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельностиСтраница 3
Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.
Как известно, одна из актуальных задач в работе с участниками социально-культурных общностей (студий, учебных курсов, творческих мастерских и т.д.) - определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информация, полученная с помощью анкетирования и опросов в референтной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности - способности ученика, студента, специалиста-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям.
Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введенное в психологию П.Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П.Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными достижениями в учебном и профессионально-творческом труде .
В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников социально-культурных процессов - особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, предполагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, альтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различных видов социально-психологического инструментария мы получаем также возможность отслеживания и диагностики процессов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаимопроникновением различных направлений социально-культурной деятельности в масштабах отдельно взятого социума - города, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового коллектива.
С точки зрения психологии и педагогики, исходной для человекоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимозаменяемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициативу и творчество.
Другие материалы:
Расчет показателей заболеваемости с ВУТ.
1. Число случаев на 100 работающих: 119,0
2. Число дней нетрудоспособности на 100 работающих: 1167,0
3. Средняя длительность одного случая нетрудоспособности: 10,1
4. Процент больных лиц: 92,3
5. Кратность заболевания: 1,7
...
Понимание сути общества и его структуры в сочинениях Н. И. Кареева
В трактовке понятия общества Кареев пытался соединить структурно-функциональный и трансформационный аспекты социальных явлений. Он исходил из того, что «общественность человека нужно принимать за отправной пункт социологии и отказаться о ...
План реализации проектных мероприятий
Инновационный путь развития города невозможен без участия молодежи.
Каждый третий житель города в возрасте до 30 лет. Из них больше половины - 59,5% это работающая молодежь; 39,8% - учащиеся, студенты; безработная молодежь составляет 0,7 ...